Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

пришвин

Грамматический словарь

При́швин ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

ПРИШВИН

Пришвой называется часть ткацкого станка, на которую наматывается холст по мере его тканья. Это гладкий, отполированный вал. Потому было присловье «голова как пришва», т.е. гладкая, лысая. Пришвой заслуженно называли лысого или наголо бритого.

ПРИШВИН

Пришва - часть ткацкого станка, на который наматывается холст по мере тканья его. Это гладкий, отполированный вал; отсюда выражение "голова как пришва", то есть гладкая, лысая. Вероятно, Пришвой и называли лысого. (Ф) Фамилия связана с нарицательным пришва - "часть ткацкого станка, передний валик". Но в каком значении слово стало прозвищем? Может быть, причина в народном сравнении, о котором упоминается в Сл. Мельниченко - "голова как пришва", т.е. "гладкая, голая". Тогда прозвище Пришва могли дать лысому (или бритому) человеку. Возможна другая основа: пришвы в говорах - "вид обуви, головки к сапогам, наставки к одежде". (Н)

ПРИШВИН

Пришвой называется часть ткацкого станка, на которую наматывается холст по мере его тканья. Это гладкий, отполированный вал. Потому было присловье «голова как пришва», т.е. гладкая, лысая. Пришвой заслуженно называли лысого или наголо бритого.

Сканворды для слова пришвин

- Русский писатель, автор повестей «Жень-шень», «Кладовая солнца».

- Русский писатель, автор повестей «Корабельная чаща», «У стен града невидимого».

- Русский писатель, автор романов «Кащеева цепь», «Осударева дорога».

- Русский писатель, автор поэмы «Фацелия».

- Русский писатель, автор рассказов «Ярик», «Нерль», «Ромка», «Сочинитель».

- Русский писатель, автор путевых заметок «Календарь природы», «В краю непуганых птиц».

- Русский писатель, автор путевых заметок «Глаза земли», «За волшебным колобком».

Полезные сервисы

пришвин мих. мих

Гуманитарный словарь

ПРИ́ШВИН Мих. Мих. (1873-1954) - прозаик. Из обедневшего купеч. рода. Учился в елецкой г-зии, тюменском реальном уч-ще, рижском политехникуме; был арестован (1897) за участие в марксист. кружке. Окончил филос. ф-т Лейпцигского ун-та по агрономич. отд-нию (1902). Служил агрономом. С целью изучения природы, фольклора, этнографии предпринял ряд путешествий по Карелии и Норвегии, Средней Азии и Уссурийскому краю. Первый рассказ - "Сашок" (1906). Был близок к кругу Мережковских; во время 1-й мир. войны печатал корреспонденции в "Биржевых ведомстях", "Речи", "Рус. ведомостях". Своими учителями и предшественниками считал А. Шопенгауэра и В. В. Розанова, Л. Н. Толстого.

Лучшие книги П. явились результатом путешествий и соединили в себе поэтич. восприятие природы и путевые наблюдения. Наиб. известны его кн. "В краю непуганых птиц" (1907), "За волшебным колобком" (1908), "Черный араб" (1910), автобиографич. ром. "Кащеева цепь" (1923-60), пов. о творчестве "Журавлиная родина" (1929), о любви "Жень-шень" (1933), ром.-сказка "Осударева дорога" (1933-57), цикл миниатюр "Лесная капель", поэма в прозе "Фацелия" (1940), короткие записи "Глаза земли", "Незабудки", дневники. Для сочинений П. наиб. характерно ощущение "всебожия": движение единого бытия, в к-ром человек родствен земным тварям, травам, деревьям, камням, свету и воздуху. Для такого мироощущения органичны мифотворч. мотивы: об Адаме, Марье Моревне; сказки о солнце ("Кладовая солнца", 1945), лесе ("Корабельная чаща", 1954) олицетворяются им в образах обыденной жизни.

М. М. Пришвин

М. М. Пришвин

Полезные сервисы

пришвин михаил михайлович

Энциклопедический словарь

При́швин Михаил Михайлович (1873-1954), русский писатель. Философичная лирическая проза, связанная преимущественно с темами природы, русской истории, творчества, народным бытом и фольклором: дневники, очерки, поэма в прозе «Фацелия» («моя песнь песней»; 1940), повести «Журавлиная родина» (1930), «Женьшень» (1933), сказка-быль «Кладовая солнца» (1945), роман-сказка «Осударева дорога» (1957), автобиографический роман «Кащеева цепь» (опубликован в 1960, начат в 1923). В «Дневниках» (т. 1-3, издание 1991-95) запечатлена социально-нравственная трагедия советской эпохи, в том числе раскрестьянивание России в годы коллективизации.

* * *

ПРИШВИН Михаил Михайлович - ПРИ́ШВИН Михаил Михайлович [23 января (4 февраля) 1873, с. Хрущево Елецкого уезда Орловской губ., ныне в Липецкой обл. - 16 января 1954, Москва], русский писатель, автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурфилософию (см. НАТУРФИЛОСОФИЯ) , охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни.

Семья. Образование. Деятельность

Пришвин родился в купеческой семье (отец умер, когда мальчику было семь лет). Окончив сельскую школу, поступил в Елецкую классическую гимназию, откуда был исключен (1888) за дерзость учителю В. В. Розанову (см. РОЗАНОВ Василий Васильевич). «Побег в Америку, исключение из гимназии - два крупнейших события моего детства, определяющие многое в будущем» (дневник 1918). Переехав в г. Тюмень к дяде И. И. Игнатову, крупному сибирскому промышленнику, окончил шесть классов Тюменского реального училища. В 1893 поступил в Рижский политехникум (химико-агрономическое отделение).

В 1896 участвовал в работе марксистских кружков, в 1897 арестован за революционную деятельность и выслан на родину в г. Елец (1898-1900). В 1900 уехал в Германию, где окончил агрономическое отделение философского факультета Лейпцигского университета. Вернувшись в Россию, в 1902-05 работал агрономом в Тульской, а затем в Московской губернии, в г. Луга, в вегетационной лаборатории профессора Д. Н. Прянишникова (см. ПРЯНИШНИКОВ Дмитрий Николаевич) в Петровской сельскохозяйственной академии, служил в Петербурге секретарем у крупного петербургского чиновника В. И. Филипьева, составлял сельскохозяйственные книги: «Картофель в полевой и огородной культуре» и др., затем вплоть до Октябрьской революции корреспондент в газетах «Русские ведомости», «Речь», «Утро России», «День» и др.

Во время Первой мировой войны отправляется на фронт в качестве санитара и военного корреспондента. После Октябрьской революции совмещал краеведческую работу с работой агронома и учителя: преподавал в бывш. Елецкой гимназии (из которой был исключен в детстве), в школе второй ступени в селе Алексино Дорогобужского района (там же директор), служил инструктором народного образования. Организовал музей усадебного быта в бывш. имении Барышникова, принимал участие в организации музея в г. Дорогобуже.

Начало литературной деятельности

Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1906. В путешествиях по русскому Северу (Олонецкая губ., Карелия), куда Пришвин отправился увлекшись фольклором и этнографией, родилась первая книга писателя «В краю непуганных птиц» (издана в 1907) - путевые очерки, составленные из наблюдений над природой, бытом и речью северян. Она принесла ему известность, он удостоен за нее серебряной медали Императорского географического общества и звания действительного его члена. В следующих книгах «За волшебным колобком» (1908), «Черный араб» (1910) и др. также сочеталась научная пытливость с особой натурфилософией и поэзией природы, определивших особое место Пришвина в русской литературе. К 1908 относится его сближение с петербургскими литературными кругами (А. Блоком (см. БЛОК Александр Александрович), Д. Мережковским (см. МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич), А. Ремизовым (см. РЕМИЗОВ Алексей Михайлович) и др.). В 1912-14 выходит первое собрание его сочинений в 3-х т., изданию которого способствовал М. Горький (см. ГОРЬКИЙ Максим).

Поэзия сказки

В 1920-30-е Пришвин выпускает книги «Башмаки» (1923), «Родники Берендея» (1925), повесть «Жень-шень» (первоначальное название «Корень жизни», 1933) и т. д., где помимо замечательных описаний природы, глубокого проникновения в ее повседневную жизнь и образов простых людей, живущих с ней в одном ритме, важную роль играет сказка, миф. Народно-поэтические истоки не только обогащают художественную ткань и палитру сочинений Пришвина, но и придают повествованию дыхание вневременной мудрости, превращая отдельные образы в многозначные символы.

Поэтическое мировосприятие, художническая зоркость к мельчайшим подробностям жизни становятся основой многих детских рассказов Пришвина, собранных в книгах «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб» (1939) и др. В Кладовой солнца (1945) Пришвин создает сказку о детях, попавших из-за разлада между собой в лапы коварных мшар (лесные сухие болота), но спасенных оставшейся без хозяина охотничьей собакой.

Рассказы Пришвина о животных, в том числе и охотничьи, отличаются естественным, свободным от ложной сентиментальности пониманием их психологии. Бессловесный мир благодаря писателю обретает язык, становится ближе. Эпос, сказка, фольклор, лиризм окрашивают многие произведения Пришвина последних лет - поэму в прозе «Фацелия» (1940), повесть «Корабельная чаща» (1954), роман «Осударева дорога» (изд. 1957).

Творческое поведение

Пришвину принадлежит такое важное понятие, как творческое поведение. Ища уединения в природе, много путешествуя по стране, часто меняя места жительства, он сосредоточенно и целеустремленно думал о более глубокой, органичной связи с миром и людьми. Он хотел творчески выстроить свой внутренний мир не только на отвлеченном разуме или слепом чувстве, но на целостном органичном мировосприятии, соединяющем явления в осознанном и просветленном переживании «родственности».

Именно мировоззренческие, философско-этические искания главного героя Курымушки-Алпатова - в центре автобиографического романа Пришвина «Кащеева цепь», работа над которым начата в 1922 и продолжалась до конца жизни. Конкретные образы здесь также несут в себе второй мифологический, сказочный план (Адам, Марья Моревна и т. д.). Человек, по мысли автора, должен разорвать кащееву цепь зла и смерти, отчужденности и непонимания, освободиться от пут, сковывающих жизнь и сознание. Скучную повседневность нужно превратить в каждодневный праздник жизненной полноты и гармонии, в постоянное творчество. Романтическому неприятию мира писатель противопоставляет мудрое согласие с ним, напряженный жизнеутверждающий труд мысли и чувства, созидание радости.

Дневники

Художественные произведения Пришвина - лишь ответвление главного его труда, дневника, который он вел на протяжении всей жизни. В нем - каждодневный искренний диалог с самим собой, неустанное стремление уточнить свою этическую позицию в мире, глубокие размышления о времени, стране, обществе, писательском труде и т. д.

Поначалу разделявший романтическую веру большей части русской интеллигенции в революцию как духовно-нравственное очищение, как путь к новой человечности, Пришвин быстро осознал гибельность революционного пути. Выученик высокой культуры 19 в., писатель видел жизнь страны советов достаточно трезво, доходя до самых горьких выводов (например, о близости большевизма и фашизма). Он понимал, что над каждым человеком в тоталитарном государстве нависает угроза насилия и произвола. Вокруг смерть косит людей, но живые в этих смертях себе примера не видят и живут, как будто они бессмертные.... Страх расправы не обошел и его. Пришвину также, как и большинству других советских писателей, приходилось идти на унизительные компромиссы, о чем он сокрушался в дневнике: Я похоронил своего личного интеллигента и сделался тем, кто я теперь есть.

Одна из заветных идей Пришвина, красной нитью проходящая через его дневники, - научиться полно жить в настоящем, ценить его, находить для него наиболее совершенные формы, выявлять в окружающем мире его светлые, добрые начала. В стране принудительного коллективизма писатель упрямо отстаивал именно личную жизнь с ее простыми радостями и заботами.

Культуру Пришвин считал важнейшим средством поддержания жизни: Величайшая роскошь, обеспеченная культурой, - это доверие к человеку: среди вполне культурных людей жить можно и взрослому как ребенку. Он утверждает родственное внимание и сочувствие (ключевые пришвинские слова) не только как этические основы жизни, но и как величайшие блага, дарованные человеку.

Большой энциклопедический словарь

ПРИШВИН Михаил Михайлович (1873-1954) - русский писатель. Философско-лирическая проза, связанная преимущественно с темами природы, истории, народным бытом и фольклором. Дневники, очерки, поэма в прозе "Фацелия" (1940), повесть "Жень-шень" (1933), роман-сказка "Осударева дорога" (1957), автобиографический роман "Кащеева цепь" (опубликован в 1960, начат в 1923). В дневниках запечатлена социально-нравственная трагедия эпохи тоталитаризма, в т. ч. раскрестьянивания России в годы коллективизации.

Полезные сервисы

пришвин, михаил михайлович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Михаил Михайлович Пришвин.

Михаил Михайлович Пришвин.

ПРИШВИН Михаил Михайлович (1873 - 1954), русский писатель. Философско-лирическая проза, связанная преимущественно с темами природы, истории, с народным бытом и фольклором. Дневники, очерки, поэма в прозе "Фацелия" (1940), повесть "Женьшень" (1933), роман-сказка "Осударева дорога" (опубликован в 1957), автобиографический роман "Кащеева цепь" (опубликован в 1960, начат в 1923). В дневниках запечатлены жизнь России с 1910-х гг., социально-нравственная трагедия народа в эпоху тоталитаризма, раскрестьянивание в годы коллективизации.

Полезные сервисы