ПСКО́ВСКАЯ ШКО́ЛА древнерусского искусства - сложилась в Пскове и его владениях в период феод. раздробленности с 12 по 15 в. Древнейшая постройка - Спасский собор Мирожского мон. (до 1156) - вариация 4-столпного 1-главою крестово-купольного храма с присущей именно этому пам. подчеркнутой крестообразностью плана храма (благодаря пониженным углам. Повторение - собор Святогорского мон. 1311). Ранние памятники выявляют связь с арх. традицией Новгород. иск-ва: собор Иоанновского мон. в Завеличье (до 1243), традиция Новгород. мастера Петра - строителя Георгиевского собора Юрьева мон. - 6-столпный 3-главый с плоскими лопатками; отличие от Новгород. памятника - нет лестничной башни.
Сложение собств. П. Ш. зодчества - 14-15 вв. Осн. тип храма: 1-главый кубический с пониженными углами, многолопастным покрытием, иногда с повышенными подпружными арками (ц. Успения Богородицы в Мелетове, 1463; не сохр.). Остроуг. ломкость нарастающих форм в псков. архитектуре - от дерев. зодчества (Троицкий собор, не сохр.). Важнейшая постройка 12 в. - Троицкий собор (ок. 1193), перестроенный в 14, а затем в 17 в., первонач. облик к-рого известен по иконам. Особенность архитектуры Пскова - обычно пристроенные к храму (чаще всего вырастающие из его стены или крыльца паперти) многопролетные сквозные звонницы; многочисл. приделы, притворы, паперти, крыльца с 2 столбиками, создающие впечатление живописной асимметрии. Расцвет стр-ва - 15 в. (силами артелей плотников и каменщиков). Тип небольшого храма из простой псковской плиты; образ суровый, лаконичный, практически целесообразный, с использованием подклета под хоз. помещения. Интерьер, как правило, освобожден от столбов (1413 - ц. Василия Великого на Горке, 1462 - ц. Михаила Архангела на Кобыльем городище, 1521 - ц. Успения в Пароменье на р. Великой, 1536 - ц. Николы со Усохи и др.).
Крепостная архитектура - важнейшая часть псков. зодчества (Псков вел ожесточенную борьбу с Ливонским орд.): Псковский Детинец (стр-во и укрепление - с 13 по 16 в.); 1330 - Изборская крепость; 15-16 вв. - 9 км стен Детинца с множеством башен.
Гражд. стр-во - кам. купеч. дома, напр., 3-этажные палаты купцов Поганкиных, до 1645, 2-этажный дом Лапина, т. н. "Солодежня" (17 в.).
Псков. зодчие приобрели общерус. известность в рамках Моск. гос-ва: кон. 15 в. - приглашение для стр-ва в Моск. Кремль - Благовещенский собор, ц. Положения риз Богоматери; 16 в. - Покровский собор (Василия Блаженного) и в Казани (собор Свияжского Успенского мон. под Казанью).
В это же время - 14-15 вв. - расцвет псков. живописи. Из более ранних известны плоскостно-ливерные фрески Спасского собора Мирожского мон. 13 в., Святогорский мон. 1313. Осн. черты монумент. росписей: смелость, резкость энергичной манеры, подчеркнутость светотеневых бликов, суровая сдержанность палитры (терракотовый тон, обогащенный фиолетовым и синим), пастозность мазка, экспрессивность образов (фрески Святогорского мон., 1313; ц. Успения в Мелетове, 1465).
В иконописи - сумеречная гамма с преобладанием зеленого цвета, киноварь с оранжевым и белым, смелость наложения бликов, тяж. пропорции ("Сошествие во ад", 14 в.; "Анастасия, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий", кон. 14 в.). Печать фольклорной свежести и непосредственности (Любятовская Богоматерь, нач. 15 в., из с. Любятова под Псковом).
С утратой Псковом самостоятельности в 16 в. псков. иконопись вливается в общенац. русло.
Лит.: Др.-рус. иск-во: Худож. культура Пскова. М., 1968.
Преображение. Икона. 16 в. Псковская школа