Райт Фрэнк Ллойд (Wright) (1869-1959), американский архитектор и теоретик архитектуры. Основоположник органической архитектуры. Рассматривал здание как организм с единым, свободно развивающимся пространством, связанный с природной средой. Постройкам Райта («Дом над водопадом» в Пенсильвании, 1936; Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке, 1956-59) присущи острая индивидуальность и пластичность облика.
* * *
РАЙТ Фрэнк Ллойд - РАЙТ Фрэнк Ллойд (1869-1959), американский архитектор и теоретик архитектуры. Основоположник органической архитектуры (см. ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА) . Рассматривал здание как организм с единым свободно развивающимся пространством, связанный с природной средой. Постройкам Райта («Дом над водопадом» в Бер-Ране, штат Пенсильвания, США, 1936; Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке, 1956-59) присущи индивидуальность и пластичность облика.
РАЙТ Фрэнк Ллойд (Wright, Frank Lloyd)
(1867-1959), американский архитектор, основоположник т.н. "органической архитектуры". В своих постройках стремился к созданию гармоничных элементов архитектурной композиции, использованию традиционных для места строительства материалов и, самое главное, к достижению связи между зданием и окружающей средой. Райт занимался в основном проектированием жилых домов. Можно выделить два наиболее плодотворных периода в его творчестве: с 1901 по 1909 и с 1936 до начала 1940-х годов. В ранний период в противовес модной тогда викторианской архитектуре Райт создал несколько особняков, т.н. "домов прерий", характерными особенностями которых стали расположенные горизонтальными рядами створчатые окна и пологие, слегка нависающие кровли. В 1930-е годы он разработал тип особняка для семьи среднего достатка, где преобладают детали, произведенные фабричным способом. Райт использовал также широкие остекленные поверхности и "открытые" интерьеры, в которых кухня, столовая и гостиная образовывали одно единое пространство. Райт родился 8 июня 1867 в Ричленде (шт. Висконсин). Проучившись год в Висконсинском университете, он в 1887 поступил на службу в архитектурную компанию "Дэнкмар Адлер и Луис Салливен", одну из самых известных в США. От Салливена он воспринял ряд основополагающих для архитектурного проектирования концепций. В 1893 Райт открыл собственную мастерскую в Чикаго. В эти годы вплоть до 1901 он строил добротные дома, преимущественно в эклектическом стиле, а затем перешел к созданию проектов "домов прерий". Крупнейшая его работа 1890-х годов - дом Уинслоу в Ривер-Форесте (шт. Иллинойс, 1894), для того времени удивительно простая по своим формам постройка. "Дома прерий" быстро завоевывали популярность. В 1901-1909 Райт создал около 120 проектов и построил 76 таких домов. Большинство из них предназначались для бизнесменов и представителей среднего класса и были расположены в быстро растущих пригородах Чикаго. Двумя лучшими постройками этого периода считаются дом Роби (Чикаго, 1907) и усадьба Кунли (Риверсайд, шт. Иллинойс, 1908). Макеты и фотографии построек, выполненных Райтом, часто экспонировались на различных выставках, а в 1907 состоялась его первая персональная выставка в Художественном институте Чикаго. Наряду с архитектурной деятельностью он выступал с публичными лекциями и много писал; в 1932 вышла в свет его Автобиография (переиздана с дополнениями в 1943). В том же 1932 он предложил проект "города широкого простора", модель идеальной сельской общины, и в своей усадьбе Тейлизин-Уэст организовал Тейлизинское товарищество (позднее Архитектурная школа Ф.Л.Райта). В 1936 Райт выполнил три блистательных проекта. Первый из них - дом Джекобса в Мэдисоне (шт. Висконсин) - попытка создать удобное жилое здание для людей среднего достатка. Второй проект - офис фирмы "Джонсон-Уэкс" в Расине (шт. Висконсин) - здание без окон, размером 69ґ69 м. И третий - вилла "Дом над водопадом" ("Фоллинг-Уотер") в Бер-Ране (шт. Пенсильвания), который был назван критиками самой замечательной жилой постройкой 20 в. В 1938 Райт создал еще одно произведение, ставшее вехой в развитии современной архитектуры, - новую школу-мастерскую в Скоттсдейле (шт. Аризона), получившую название "Тейлизин-Уэст". При его создании были использованы местный камень, балки из красного дерева и брезентовые кровли. В последние 23 года жизни архитектора получили воплощение 180 из 400 созданных им проектов, а всего за 72 года своей творческой деятельности он спроектировал 800 и построил ок. 400 зданий. Райт умер в Фениксе (шт. Аризона) 9 апреля 1959. Райту принадлежит и несколько общественных сооружений, в частности, конторское здание Ларкин-билдинг в Буффало (1904, не сохранилось), где впервые использовались кондиционирование, встроенная металлическая мебель и герметическая изоляция интерьеров. Создавая парные монолитные кубы Храма Согласия в Ок-Парке (шт. Иллинойс, 1905-1906), Райт впервые в истории архитектуры оставил необработанными бетонные поверхности. Одной из самых трудных задач, с которой он блестяще справился, было проектирование сейсмоустойчивого здания отеля "Империал" в Токио (построено в 1917-1922, демонтировано в 1968). Благодаря консольной подвеске этажей и мощному "плавающему" фундаменту, уходящему в толщу грунта на 18 м, эта массивная постройка устояла во время сильнейшего землетрясения 1923. К числу наиболее известных построек Райта относится здание Музея Соломона Р.Гуггенхейма в Нью-Йорке. Проекты музея появились в 1943, но строительство началось лишь в конце 1950-х. Здание представляет собой спиральный пандус с расширяющимися кверху витками, охватывающий перекрытый прозрачным куполом световой дворик. Архитектурный объем синагоги Бет-Шалом близ Филадельфии (1954) образован двумя поставленными друг на друга треугольными призмами, которые в плане образуют шестиугольник - очертание звезды Давида. Греческая православная церковь Благовещения близ Милуоки (1956) представляет собой чашеобразный зал на тонких высоких опорах. Легкие и изящные здания общественного центра графства Марин в Сан-Рафаэле (1957-1959) раскинулись на трех холмах участка в 121 га. В последние годы жизни Райт опубликовал десятки статей; он объединил самые важные из своих печатных работ 1930-х годов в сборнике Будущее архитектуры (1953). Затем вышли книги Естественный дом (1954), Завещание (1957), а также переработанный проект "города широкого простора" - Живой город (1958).
ЛИТЕРАТУРА
Всеобщая история архитектуры, т. 11. М., 1973 Гольдштейн А. Ф. Ф. Л. Райт. М., 1973 Фремптон К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития. М., 1990