Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

рахманинов

Грамматический словарь

Рахма́нинов ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

РАХМАНИНОВ РАХМАНОВ РОХМАНИНОВ РОХМАНОВ ТЮЛЕНИН РАХМАНИН

1. Слово рахманый имеет в разных говорах разные, чрезвычайно многообразные значения: вялый, хилый, веселый, полньй, красивый, самодовольный и т. п.

2. Так же эти фамилии часто происходят от нецерковных имен восточного происхождения: Рахман (в переводе с арабского"милосердный), Рахманин. Предок композитора Рахманинова Иван Вечин переселился из Молдавии в Москву в 1483 году, сына своего крестил Василием, но прозвали его Рахманином - вероятно, это было второе, "мирское" имя. (Ф). Происхождение фамилии спорно. В старину слово рахманный имело самые противоречивые значения в русских говорах: в псковских и западныха- "тихий, кроткий, смирный, ручной", на юг от Москвыа- "вялый, хилый; скучный, простоватый, глуповатый, нерасторопный", а севернее и восточнееа- "веселый, разгульный; хлебосольный; щеголь" (Сл. Даля). Возможна связь с мусульманским мужским именем Рахман из арабского rahmanа- "милосердный". Академик А.И.Соболевский, возражая Ф.аМиклошичу, настаивал на происхождении этого слова из Индии, где брахманыа- жрецы Брамы в религи браманизма (брахманизма) (Русский филологический вестник. 1910. №3-4). Действительно, на Руси были распространены списки фантастических сочинений, где упомянуты брахманы и народные представления, в которых они высмеяны. Но слишком частыми были имена: Рахманин Тюленин в Москве (1501), Рахманин Яковлев (1555), московские дворяне Рахман Дмитриев, Рахман Житково (1565), Неклюд Рахманинов сын (1559), их немало приведено и в Сл. Тупикова: Рахманины в Юромской и Дорогорской волостях Мезенского уезда Архангельской губернии (1897). Рахмановы в с.аМонастырщина Епифанского уезда Тульской губернии. (Н) Основой фамилий Рохманинов и Рохманов служит арабское слово rahman "милосердный"Ч один из эпитетов Аллаха. Слово это выступает также в функции имени собственного мужского, но чаще в сочетании с "abd д^в "раб": Абдуррахман" (букв. "раб милосердного); Изолированно имя Рахман используется только как сокра-щение полного имени Абдуррахман.(Б) В "Ономастиконе" Веселовского есть Рахманин, Рахманиновы: Рахманин Астафьевич Колзаков, губной староста, 1566 г., Владимир; Василий Васильевич Рахманинов, дьяк, 1536Ч1545 гг.: Андрей и Василий Васильевичи, середина XVI в., Можайск Рахманов: Василии Иванович Ляпун Рахманов, бывший холоп, 1495 г., Новгород

Сканворды для слова рахманинов

- Русский композитор, автор оперы «Франческа да Римини».

- Русский композитор, автор симфонической поэмы «Остров мёртвых».

- Русский композитор, автор оперы «Алеко».

- Русский композитор, автор оперы «Скупой рыцарь».

- Кто дал своему имению в Швейцарии название Сенар?

- Своё последнее сочинение «Симфонические танцы» этот русский композитор написал в Америке после большой творческой паузы.

Полезные сервисы

рахманинов иван герасимович

Энциклопедический словарь

Рахма́нинов Иван Герасимович (около 1755 -1807), издатель, переводчик, просветитель. В 1788 открыл типографию в Санкт-Петербурге, в 1791 перевёл её в село Казинка, близ Козлова, где начал издание Полного собрания сочинений Вольтера (вышло 3 тома). Типография была опечатана властями.

* * *

РАХМАНИНОВ Иван Герасимович - РАХМА́НИНОВ Иван Герасимович (ок. 1755-1807), российский издатель, переводчик, просветитель. В 1788 открыл типографию в Санкт-Петербурге, в 1791 перевел ее в с. Казинка, близ Козлова, где начал издавать Полное собрание сочинений Вольтера (вышло 3 т.). Типография была опечатана властями.

Большой энциклопедический словарь

РАХМАНИНОВ Иван Герасимович (ок. 1755-1807) - российский издатель, переводчик, просветитель. В 1788 открыл типографию в Санкт-Петербурге, в 1791 перевел ее в с. Казинка, близ Козлова, где начал издавать Полное собрание сочинений Вольтера (вышло 3 т.). Типография была опечатана властями.

Полезные сервисы

рахманинов сер. вас

Гуманитарный словарь

РАХМА́НИНОВ Сер. Вас. (1873-1943) - композитор, пианист, дирижер. Образование получил в Моск. конс. в кл. Н. С. Зверева, А. И. Зилоти (фп.), А. С. Аренского (теория музыки, свободное сочинение), С. И. Танеева (контрапункт). Ранние выступления Р. как пианиста и композитора привлекли внимание известных музыкантов, в частности П. И. Чайковского, по достоинству оценившего яркость гения Р. По окончании консерватории (1891 - фп., 1892 - композиция) был награжден большой зол. медалью, представив в кач-ве дипломной работы оперу "Алеко" (по поэме А. С. Пушкина "Цыганы").

Фортепианное иск-во Р. являет собой одно из высших мировых достижений в обл. исполнительства. Сохранившиеся записи выступлений Р. и воспоминания современников свидетельствуют об огромной выразительной силе, властной мощности и одновременно тончайшей нежности воздействия Р.-пианиста. Те же качества определяют и искусство Р.-дирижера, интерпретатора симфонических и оперных произв.

Р. до дек. 1917 жил в России, затем за границей (Франция, США), что, однако, не помешало композитору до конца жизни сохранить духовную связь с родиной. Творчество Р. глубоко национально, целиком обусловлено рус. образностью, интонационными связями с рус. песенностью и знаменным распевом, традициями рус. муз. классики в органичном сочетании с лучшими достижениями зап.-европ. музыки. Обращаясь к разл. муз. жанрам, Р. дал новые импульсы развитию крупных форм (симфонии, концерты), открыл богатые выразительные возможности в обл. камерных форм (оперы, произведения для фп., романсы).

Творчество Р. охватывает практически все муз. жанры. Основными среди них являются произв. для фп. и особ. концерты. Всего Р. написано 4 концерта (1-1891, вторая ред. - 1917; 2 - 1901; 3 - 1909; 4 - 1914-26) и близкая к типу концерта Рапсодия на тему Паганини для фп. с оркестром (1934). Небывалая фортепианная виртуозность и "состязание" в концертах сольной и оркестровой партий развертывают драматургически сложное и масштабное противостояние двух начал, необыкновенной красоты мелодии рисуют впечатляющие поэтические картины. "Концертное" начало присутствует в фортепианных сонатах и др. фортепианных произв. Р. Его прелюдиям, муз. моментам, экспромтам, этюдам-картинам в равной мере свойственны яркая живописность, тончайший колорит и виртуозный размах.

Симфоническое творчество Р. продолжает традиционное для рус. музыки развитие симфонического цикла (3 симфонии: 1 - 1895; 2 - 1906; 3 - 1936), программной поэмы (фантазия "Утес" по М. Лермонтову, 1893; поэма "Остров мертвых" по картине А. Беклина, 1909 и др.), сюиты (Симфонические танцы, 1940).

Вокальные жанры в творчестве Р. отличаются многообразием жанров и форм. 3 оперы ("Алеко"; "Скупой рыцарь" по А. С. Пушкину, 1904; "Франческа да Римини" по Данте, либретто М. И. Чайковского, 1904) закладывают традиции камерной оперы, с характерными для этого жанра тщательностью и изысканностью муз. письма. Светские хоровые произведения (кантата "Весна" на ст. Н. А. Некрасова, 1902; поэма "Колокола" на ст. Э. По, 1913; "Три русские песни", 1926) стилистич. связаны с духовными хоровыми сочинениями Р. (Литургия Иоанна Златоуста, 1910; Всенощное бдение, 1915), воплощающими многовековые хоровые традиции рус. иск-ва с их предельным вниманием к мельчайшим изгибам мелодической речи и способностью в строгом унисоне или пышной декоративности многоголосия сохранять вдохновенную искренность. Романсам Р., к созданию к-рых композитор обращался на протяжении всей жизни (более 80 произв.), свойственны изящная "акварельность" ("Сирень", "У моего окна", "Здесь хорошо"), восторженная живописность ("Весенние воды", "Эти летние ночи"), ориентальная изысканность ("Не пой, красавица"), захватывающий драматизм ("Диссонанс"). Особое место среди романсов занимает гениальный "Вокализ", открывший традицию художеств. развития жанра вокализа в рус. музыке (Н. К. Метнер, Р. М. Глиэр и др.).

Среди камерно-инструментальных произв. Р. выделяются элегическое трио "Памяти великого художника" (1893, посв. П. И. Чайковскому) и соната для виолончели и фп. (1901).

Соч.: Рахманинов С. В. Литературное наследие. В 3-х тт. М., 1978-1980.

Лит.: Келдыш Ю. В. Рахманинов и его время. М., 1973; Брянцева В. Н. С. В. Рахманинов. М., 1976.

С. В. Рахманинов

С. В. Рахманинов

Полезные сервисы

рахманинов сергей васильевич

Энциклопедический словарь

Рахма́нинов Сергей Васильевич (1873-1943), композитор, пианист, дирижёр. Ученик Н. С. Зверева, А. И. Зилоти, А. С. Аренского, С. И. Танеева. В 1897-98 дирижёр Московской частной русской оперы, в 1904-06 - Большого театра. Концертировал как пианист и дирижёр. В конце 1917 эмигрировал, с 1918 жил главным образом в США. Один из крупнейших композиторов и величайший пианист XX в. Сочинения: для фортепиано с оркестром - 4 концерта (1891, 2-я редакция, 1917; 1901; 1909; 1926, 3-я редакция, 1941), Рапсодия на тему Паганини (1934); для фортепиано - прелюдии, этюды-картины и др.; оперы «Алеко» (1892), «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини» (обе 1904); поэма «Колокола» для солистов, хора и оркестра (1913); для оркестра - 3 симфонии (1895-1936), фантазия «Утёс» (1893), поэма «Остров мёртвых» (1909), Симфонические танцы (1940); инструментальные ансамбли, в том числе Элегическое трио (1893); романсы. Всенощное бдение Рахманинова (1915) - шедевр русской духовной музыки.

С. В. Рахманинов.

* * *

РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич - РАХМА́НИНОВ Сергей Васильевич [20 марта (1 апреля) 1873, имение Онег, ныне Новгородской области - 28 марта 1943, Беверли Хиллз, Калифорния, США; похоронен в Волхолле, близ Нью-Йорка)], русский композитор, пианист, дирижер. В 1904-1906 дирижер Большого театра. С декабря 1917 жил за рубежом (с 1918 в США). В творчестве Рахманинова с особой силой воплощена тема родины. Романтический пафос сочетается в его музыке с лирико-созерцательными настроениями, неистощимое мелодическое богатство, широта и свобода дыхания - с ритмической энергией. 4 концерта, «Рапсодия на тему Паганини» (1934) для фортепиано с оркестром, прелюдии, этюды-картины для фортепиано, 3 симфонии (1895-1936), фантазия «Утес» (1893), поэма «Остров мертвых» (1909), «Симфонические танцы» (1940) для оркестра, кантата «Весна» (1902), поэма «Колокола» (1913) для хора и оркестра, оперы «Алеко» (1892), «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини» (обе 1904), романсы.

Годы учебы

Рахманинов родился в дворянской семье с давними музыкальными традициями (его дед Аркадий Александрович Рахманинов, 1808-1881, был известен как автор салонных романсов). Начал систематически учиться музыке в пятилетнем возрасте. В 1882 поступил в Петербургскую консерваторию. В 1885 переехал в Москву и стал студентом Московской консерватории, где занимался вначале у известного пианиста-педагога Н. С. Зверева (чьим учеником был также Скрябин (см. СКРЯБИН Александр Николаевич)), а с 1888 - у А. И. Зилоти (см. ЗИЛОТИ Александр Ильич)(фортепиано), А. С. Аренского (см. АРЕНСКИЙ Антон Степанович)(композиция, инструментовка, гармония), С. И. Танеева (см. ТАНЕЕВ Сергей Иванович) (контрапункт строгого письма). Среди произведений, написанных в годы учебы, - Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1891, 2 редакция, 1917), юношеская симфония (1891), симфоническая поэма «Князь Ростислав» (по А. К. Толстому, 1991). В 1891 Рахманинов окончил консерваторию с большой золотой медалью как пианист, а в 1892 - как композитор. Дипломной работой Рахманинова стала одноактная опера «Алеко» по поэме Пушкина «Цыганы» (1892, поставлена в Большом театре в 1893).

Высокого мнения о даровании Рахманинова был Чайковский (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич), под чьим сильнейшим влиянием проходило творческое становление молодого композитора. На смерть Чайковского Рахманинов откликнулся Элегическим трио «Памяти великого художника» для фортепиано, скрипки и виолончели (1893). Среди других произведений 1890-х гг. выделяются симфоническая фантазия «Утес» (1893), Музыкальные моменты для фортепиано (6 пьес, 1896) и ряд романсов, в числе которых такие жемчужины русской вокальной лирики, как «В молчаньи ночи тайной» на слова Фета, «Не пой, красавица, при мне» на слова Пушкина, «Весенние воды» на слова Тютчева. Со дня своего первого исполнения вплоть до нашего времени исключительной популярностью пользуется Прелюдия до-диез минор для фортепиано (1893) - хронологически самая ранняя из 24 пьес Рахманинова в этом жанре.

В 1895 Рахманинов сочинил Первую симфонию, премьера которой, состоявшаяся два года спустя под управлением А. К. Глазунова (см. ГЛАЗУНОВ Александр Константинович), обернулась крупным провалом. По свидетельству современников, из-за крайне небрежного исполнения симфония не была оценена должным образом; тем не менее Рахманинов воспринял происшедшее как доказательство его собственной творческой несостоятельности и на несколько лет отошел от сочинения музыки, сосредоточившись на исполнительской деятельности. В сезоне 1897/98 Рахманинов дирижировал спектаклями Московской частной русской оперы (см. МОСКОВСКАЯ ЧАСТНАЯ РУССКАЯ ОПЕРА)С. И. Мамонтова (см. МАМОНТОВ Савва Иванович); тогда же началась его международная исполнительская карьера (первое зарубежное выступление Рахманинова состоялось в Лондоне в 1899). В 1898-1900 Рахманинов неоднократно выступал в ансамбле с Ф. И. Шаляпиным (см. ШАЛЯПИН Федор Иванович).

1900-е годы

К началу 1900-х гг. Рахманинову удалось преодолеть творческий кризис. Последовавшие за этим полтора десятилетия стали самыми плодотворным в его биографии. Стиль Рахманинова глубоко укоренен в традиции русской музыки 19 в., особенно московского направления, признанным лидером которого был Чайковский. Этот стиль композитора находит яркое выражение в первых же крупных произведениях этого периода - популярнейшем Втором концерте для фортепиано с оркестром и Сонате для виолончели и фортепиано (оба - 1901).

Радостным, поистине весенним мироощущением проникнута кантата «Весна» на стихи Некрасова (1902). Другие крупные инструментальные опусы 1900-х гг. - Симфония №2 (1907) и Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1909), - при всей свой драматической насыщенности, также завершаются безусловно «позитивным» эмоциональным итогом. На этом фоне своим мрачным колоритом выделяется симфоническая поэма «Остров мертвых» (1909), навеянная одноименной картиной популярного на рубеже веков швейцарского живописца А. Беклина (см. БЕКЛИН Арнольд).

В 1904-06 Рахманинов работал дирижером Большого театра, где его «специальностью» были оперы русских композиторов 19 в. Тогда же он написал две одноактные оперы, которые в отличие от «Алеко» не получили широкого признания: «Франческа да Римини» на либретто М. И. Чайковского (см. ЧАЙКОВСКИЙ Модест Ильич) по Данте и «Скупой рыцарь» по Пушкину. Обе оперы увидели свет рампы в 1906 в Большом театре под управлением автора. Третья опера этого периода, «Монна Ванна» (по одноименной пьесе М. Метерлинка) осталась неоконченной.

В 1910-х гг. Рахманинов уделяет значительное внимание крупным хоровым формам. Огромное значение для духовной русской музыки имеют его великолепные богослужебные композиции - Литургия св. Иоанна Златоуста (1910) и Всенощное бдение (1915). В 1913 была написана монументальная поэма «Колокола» на стихи Э. По для солистов, хора и оркестра; по своему стилю это произведение ассоциируется не столько с русскими образцами кантатно-ораториального жанра (Чайковский, Танеев), сколько с вокально-симфоническими фресками позднего Листа.

Богато и разнообразно представлены в творчестве 1900-10-х гг. и малые формы: романсы (в том числе знаменитые «Сирень» на слова Е. А. Бекетовой и «Здесь хорошо» на слова Г. Галиной, 1902, «Маргаритки» на слова И. Северянина, 1916, и многие другие), пьесы для фортепиано (в том числе 2 тетради прелюдий, 1903, 1910, и 2 тетради «Этюдов-картин», 1911, 1916-17). В отличие от большинства других композиторов-пианистов Рахманинов не придавал особого значения жанру фортепианной сонаты: ни одно из двух его произведений в этом жанре (1907, 1913) не принадлежит к числу крупных художественных удач.

Эмиграция

В декабре 1917 Рахманинов отправился на гастроли в Скандинавию, откуда в Россию уже не вернулся. В 1918 он вместе с семьей поселился в США. Последние 25 лет Рахманинов вел жизнь странствующего пианиста-виртуоза. Слава Рахманинова-пианиста, которая и до 1917 была достаточно велика, вскоре стала поистине легендарной. Особым успехом пользовались его интерпретации собственной музыки и произведений композиторов-романтиков - Шопена (см. ШОПЕН Фридерик), Шумана (см. ШУМАН Роберт (композитор)), Листа. Граммофонные записи рахманиновской игры дают представление о его феноменальной технике, чувстве формы, исключительно ответственном отношении к деталям. Пианизм Рахманинова оказал влияние на таких выдающихся мастеров фортепианного исполнительства, как В. В. Софроницкий (см. СОФРОНИЦКИЙ Владимир Владимирович), В. С. Горовиц (см. ГОРОВИЦ Владимир Самойлович), С. Т. Рихтер (см. РИХТЕР Святослав Теофилович), Э. Г. Гилельс (см. ГИЛЕЛЬС Эмиль Григорьевич).

Многочисленные концертные выступления не оставляли Рахманинову сил и времени для сочинения музыки; свою роль в снижении творческой активности сыграл и многолетний отрыв композитора от Родины. В течение первых девяти лет эмиграции Рахманинов не написал ни одного нового произведения; затем появились Концерт №4 для фортепиано с оркестром (начатый в России в середине 1910-х гг., он был завершен в 1926), «Три русские песни» для хора и оркестра (1926), Вариации на тему Корелли для фортепиано (1931), Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1934), Симфония №3 (1935-36) и «Симфонические танцы» для оркестра (1940). В последних двух произведениях с особой силой звучит тема тоски по утраченной России.

Большой энциклопедический словарь

РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич (1873-1943) - российский композитор, пианист, дирижер. В 1904-06 дирижер Большого театра. С декабря 1917 жил за рубежом (с 1918 в США). В творчестве Рахманинова с особой силой воплощена тема родины. Романтический пафос сочетается в его музыке с лирико-созерцательными настроениями, неистощимое мелодическое богатство, широта и свобода дыхания - с ритмической энергией. 4 концерта, "Рапсодия на тему Паганини" (1934) для фортепиано с оркестром, прелюдии, этюды-картины для фортепиано, 3 симфонии (1895-1936), фантазия "Утес" (1893), поэма "Остров мертвых" (1909), "Симфонические танцы" (1940) для оркестра, кантата "Весна" (1902), поэма "Колокола" (1913) для хора и оркестра, оперы "Алеко" (1892), "Скупой рыцарь", "Франческа да Римини" (обе 1904), романсы и др. Крупнейший представитель мирового пианистического искусства.

Энциклопедия Кольера

РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич (1873-1943), русский композитор и пианист. Родился 1 апреля 1873 в имении Онег Новгородской губернии. Проявив интерес к музыке уже в четыре года, обучался игре на фортепиано, а в девять лет поступил на фортепианное отделение Санкт-Петербургской консерватории. С 1888 продолжал образование в Московской консерватории, где был учеником Н.С.Зверева и А.И.Зилоти по фортепиано, С.И.Танеева и А.С.Аренского по композиции. В возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта; Рахманинов же стал горячим приверженцем Чайковского. В возрасте 19 лет он окончил консерваторию с большой золотой медалью (по композиции) и отправился в большое концертное турне по России как пианист-солист и аккомпаниатор. К тому времени появилась его первая опера - Алеко, Первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для виолончели и для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая принесла композитору всемирную славу. В возрасте 20 лет он стал преподавателем фортепиано в московском Мариинском женском училище, в 24 года - дирижером Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова (в течение одного сезона). Хотя Рахманинов рано приобрел известность как композитор, пианист и дирижер, его Первая симфония и Первый концерт на премьерах прошли неудачно, что послужило причиной серьезной нервной болезни. В течение нескольких лет Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь опытного психиатра помогла ему выйти из болезненного состояния. В 1901 году он закончил свой Второй фортепианный концерт. Его успешная премьера отчасти восстановила веру музыканта в свои силы, и он принял приглашение занять место дирижера в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии (1906), затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции. В 1909 Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижер. Вскоре после революции 1917 покинул Россию. Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан как один из величайших пианистов своей эпохи и крупнейший дирижер. Среди наивысших творческих достижений Рахманинова 4 концерта для фортепиано с оркестром; рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром; 3 симфонии и Симфонические танцы; 24 прелюдии и 15 этюдов-картин для фортепиано; поэма Колокола для солистов, хора и оркестра (по Эдгару По); симфоническая поэма Остров мертвых (по картине Беклина); хоровые Литургия св. Иоанна Златоуста и Всенощное бдение на канонические церковнославянские тексты; множество романсов. Умер Рахманинов в Беверли-Хилз (шт. Калифорния) 28 марта 1943.

ЛИТЕРАТУРА

Соколова О. С.В.Рахманинов. М., 1987 Воспоминания о Рахманинове, тт. 1-2. М., 1988

Полезные сервисы

рахманиновский

Орфографический словарь

рахма́ниновский (от Рахма́нинов)

Полезные сервисы

рахманиновы

Татарские, тюркские, мусульманские фамилии

РАХМАНИНОВЫ

От Рахмана из Орды (БК, II, с. 369). Фамилия от арабо-мусульм. рахман "милостивый" (Гафуров .«)87, с. 87, 181). О тюркоязычном выходе, возможно, из казанской среды, свидетельствует и то, что в последующих поколениях нередко встречаются Рахманиновы с тюркскими именами, например, Муралей (от искажён ного и очень распространённого в Казани имени Нур - Али) Рахманинов, помещик в Рязани под 1597 годом (Веселовский 1974, с. 208). Из этого рода выдающийся российский композитор Сергей Васильевич Рахманинов.

Полезные сервисы