Реформа́тский Александр Александрович (1900-1978), языковед, доктор филологических наук. Один из основоположников московской фонологической школы. Труды по фонологии, морфонологии, семиотике, прикладной лингвистике (в том числе созданию алфавитов для бесписьменных языков народов СССР), орфографии.
* * *
РЕФОРМАТСКИЙ Александр Александрович - РЕФОРМА́ТСКИЙ Александр Александрович [16 (29) октября 1900, Москва - 3 мая 1978, там же), российский языковед, доктор филологических наук (1962), профессор. Работы в области теории языка, фонологии и фонетики, орфографии, топонимики, терминоведения, поэтики. Автор популярного, выдержавшего пять изданий учебника для филологических факультетов «Введение в языковедение» (1-е изд. - 1947, 5-е - 1990), а также ряда научных трудов, собранных в книгах «Из истории отечественной фонологии» (1970), «Фонологические этюды» (1975), «Очерки по фонологии, морфонологии и морфологии» (1979), «Лингвистика и поэтика» (1987) и др. Один из основателей (вместе с Р. И. Аванесовым (см. АВАНЕСОВ Рубен Иванович), П.С.Кузнецовым, В.Н.Сидоровым, А.М.Сухотиным) Московской фонологической школы (см. МОСКОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА) .
Семья. Начало научной карьеры
Родился в семье известного профессора химии А. Н. Реформатского (дядя будущего лингвиста С. Н. Реформатский (см. РЕФОРМАТСКИЙ Сергей Николаевич) также был крупным ученым-химиком). Учился в знаменитой московской гимназии Флерова, где его однокашником был будущий видный биолог Н. В. Тимофеев-Ресовский (см. ТИМОФЕЕВ-РЕСОВСКИЙ Николай Владимирович), с которым Реформатского связывали долгие годы взаимной привязанности. По окончании в 1923 историко-филологического факультета Московского университета он поступил в аспирантуру, где его научным руководителем был Д. Н. Ушаков (см. УШАКОВ Дмитрий Николаевич), будущий редактор знаменитого «ушаковского» Толкового словаря русского языка. Научное общение с Ушаковым оказало большое влияние на Реформатского, а разные эпизоды, связанные с этим общением, Александр Александрович с удовольствием и благодарностью вспоминал и много лет спустя, рассказывая о них не без юмора своим ученикам.
Ступеньки научной карьеры
В 1920-е годы Реформатский работал в различных московских издательствах, позднее преподавал в вузах Москвы - в МГУ, Московском городском педагогическом институте, в Литературном институте им. Горького. В 1958-1970 гг. он заведовал Сектором структурной и прикладной лингвистики в Институте языкознания АН СССР, а в последние годы, вплоть до своей кончины, был в этом институте научным консультантом. Он являлся членом многих научных комитетов и комиссий: Орфографической комиссии при Президиуме АН СССР, Комитета по терминологии, Комиссии по топонимике, секции машинного перевода Совета по кибернетике и других.
Особенности стиля
Работы Реформатского отличает высокий уровень научной абстракции, конструктивная точность анализа органически сочетаются с вниманием к языковой реальности - к отдельному слову, к звуку, к оттенку звука. Глубоко своеобразен сам стиль его научных сочинений, одновременно и свободный и строгий. Для него характерны точность, даже сухость формулировок - и эмоциональность, а иногда и шутливость комментариев к ним; специальная, часто иноязычная, терминология - и богатство интонаций русской разговорной речи. О фонемах, морфемах и прочих научных абстракциях он писал, как о живых людях. Сравнивал специальную область лингвистического знания - морфонологию - с отделом штучных товаров в магазине. Хотя, по его мнению, морфонология не чужда системности, факты ее больше касаются нормы, того, как принято по традиции говорить и писать на данном языке, а не того, что «разрешает» языковая система.
Не только наука
Реформатский увлекался музыкой, шахматами, охотой, теннисом, поэзией (он был мастер стихотворного экспромта, пародии, дружеского послания и еще десятка поэтических жанров), и эти увлечения помогали ему в основном деле его жизни - в исследовании языка. Слушая оперные арии, он вдруг замечал специфическое произношение или необычную форму слова, которые требовали лингвистического объяснения (такие объяснения читатель найдет в его статье 1955 года «Речь и музыка в пении»); из теории шахматной игры он заимствовал принцип избыточной защиты и использовал его при изучении структуры письменного текста - как принцип избыточной информации (пример избыточности такого рода: точка в конце предложения и прописная буква в начале следующего анализируется в изданной им в 1933 книге «Техническая редакция книги»); размышления над охотничьими терминами помогали ему в понимании лингвистической сущности терминологии вообще (его работа «Что такое термин и терминология?» давно стала классической).
Постоянная тяга к новому
Реформатский был не просто разносторонне талантливый, но и энциклопедически образованный, глубоко интеллигентный человек. Он любил и прекрасно знал и русский язык, и быт и обычаи русского народа, и его историю, исходил и изъездил многие места России. Одну черту Реформатского как ученого и человека надо отметить особо: он всегда радовался всему новому, что появлялось в науке, была ли это талантливая работа кого-либо из его учеников или же целое научное направление. Пример тому - машинный перевод. Когда в середине 1950-х годов в нашей стране началось бурное развитие этого направления науки, Реформатский не только приветствовал его, но и был среди его инициаторов: в соавторстве с лингвистом П. С. Кузнецовым и математиком А. А. Ляпуновым (см. ЛЯПУНОВ Алексей Андреевич) он написал и опубликовал программную статью «Основные проблемы машинного перевода» (Вопросы языкознания, 1956, № 5).
Яркая личность Реформатского, индивидуальность и своеобразие его натуры проявлялись во всем - выступал ли он с кафедры, писал ли статью, разговаривал с друзьями или просто надевал свою бессменную кепку. Вторым браком был женат на известной писательнице Н. И. Ильиной (см. ИЛЬИНА Наталья Иосифовна) , с которой составлял неповторимый по яркости и остроумию «дуэт». Реформатский прожил большую, полнокровную жизнь и кажется, что сделал он в этой жизни все, что хотел сделать, свято служа научной истине и ни в чем не поступаясь нравственной чистотой. Он воспитал не один десяток учеников, которые хранят благодарную память о своем необыкновенном учителе.