Рублёв Андрей (около 1360-70 - около 1430), живописец, крупнейший мастер московской школы иконописи. Иконы и фрески Рублёва отличают глубокая гуманность и возвышенная одухотворённость образов, идеи согласия и гармонии, совершенство художественной формы (икона «Троица»). Участвовал в создании росписей и икон соборов: старого Благовещенского в Московском Кремле (1405), Успенского во Владимире (1408), Троицкого в Троице-Сергиевой лавре (1425-27), Спасского собора Андроникова монастыря в Москве (1420-е гг.). Рублёву приписывают фрагменты фресок Успенского собора в Звенигороде, иконы из Звенигорода, ряд миниатюр.
* * *
РУБЛЕВ Андрей - РУБЛЕВ Андрей, см. Андрей Рублев (см. АНДРЕЙ РУБЛЕВ).
РУБЛЁВ АНДРЕ́Й (ок. 1370-1427/30) - др.-рус. живописец, крупнейший мастер Моск. школы живописи. Во 2-й пол. жизни принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой лавре или в Андрониковом мон. Его творчество сформировалось в период высшего нац. подъема 2-й пол. 14 - нач. 15 в. С 16 в. (после Стоглавого собора 1551) его имя стало синонимом идеального "изографа". В 1989 Рус. Правосл. церковью проведена канонизация св. Андрея Рублева.
Ранние из известных работ - т. н. звенигородский чин (в Успенском соборе в Звенигороде): "Спас", "Архангел Михаил", "Апостол Павел" (кон. 14 - нач. 15 в.). Нек-рые иссл. приписывают ему и фрески этого собора (сохр. фрагментарно). Первое летописное упоминание о Р. А. (1405) связано с его работой в Благовещенском соборе Моск. Кремля вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца. Р. А. приписывается часть икон праздничного чина (фрески не сохранились). Нек-рые иссл. авторство Р. А. ставят под сомнение.
В 1408 Р. А. вместе с Даниилом Черным расписывает Успенский собор во Владимире и пишет иконы для иконостаса. Из фресок фрагментарно сохранились сцены "Страшного суда", трактуем. как торжество справедливости, победа духа. В таких сценах, как "Трубящий ангел", в изображениях "Праведных жен", ангелов и апостолов Р. А. отличает гармоничность композиции, классически строгий рисунок, высочайший артистизм в передаче легких вытянутых фигур, утонченный красочный строй, чистота и просветленность образов.
Эти черты в полной мере явлены в шедевре Р. А. - иконе "Троица", напис. для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры в память Сергия Радонежского, - произв. глубокого религ.-филос. содержания. Изображение трех ангелов, воплощающих триединую сущность Бога, вписано в круг, идеальная центрич. уравновешенность создает настроение торжеств. покоя и возвышенной одухотворенности. Чистые, прозрачные краски, особый васильково-голубой цвет (знаменитый рублевский "голубец"), неск. раз повторяемый в фигурах, усиливает впечатление гармоничности. "Троица" Р. А. - это выражение акта любви и послушания, готовности к величайшей жертвенности.
В 1425-27 Р. А. вместе с Даниилом Черным и артелью расписал Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (не сохр.) и написал неск. икон для иконостаса ("Апостол Павел", "Архангел Гавриил"). Нек-рые источники называют последней работой Р. А. роспись Спасского собора Андроникова мон. (ок. 1427, сохр. фрагменты орнаментов). Р. А. приписывается еще неск. икон ("Спас в силах"), нек-рые миниатюры "Евангелия Хитрово" (Центр. Рос. б-ка).
А. Рублев. Благовещение. 1408
Преподобный Андрей Рублев. Икона 20 в.