Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

рубо франц ал

Гуманитарный словарь

РУБО́ Франц Ал. (1856-1928) - живописец-баталист, создатель жанра панорамы в рус. иск-ве. Сын франц. коммерсанта, учился в мюнхенской АХ. Автор многих батальных картин. В 1885-95 по заказу Тифлисского военно-историч. музея объехал Кавказ, изучая места сражений, и исполнил 19 картин, посвященных рус. войнам на Кавказе, начиная с 1720-х гг. Позднее написал еще около 200 батальных и жанровых картин на тему Кавказа. Проф.-рук. Высш. худ. уч-ща при Петерб. АХ (1904-12). Действ. чл. АХ (1910). Осн. работы Р. - панорамы. В 1890 исполнил панораму "Штурм аула Ахульго" (100×16 м), выставленную впервые на Нижегородской ярмарке 1896. Приобретенная императором, она была передана Кавказ. Военному округу, экспонировалась в Севастополе и СПб. в спец. павильоне на Марсовом поле. Вторая панорама Р. - "Оборона Севастополя", 115×14 м (1902-04, открыта в Севастополе в 1905) и третья - "Бородинская битва", 115×15 м, написанная при участии брата - Ж. Р. и др. рус. и нем. художников (1911, открыта в Москве в 1912).

С 1890 подолгу жил в Германии, где писал панорамы и выполнял поручения АХ по устройству выставок. Франц. подданный, Р. с 1912 постоянно жил и работал в Германии. В 1914 квасные патриоты предлагали изгнать великого рус. баталиста из членов АХ как "немца". В Германии Р. признания не получил и скончался всеми забытый. Панорама "Штурм аула Ахульго" была утрачена в сов. период, во 2-й пол. 20 в. ее разрозненные фрагменты были обнаружены в Центр. краеведч. музее Дагестана (Махачкала). Севастопольскую панораму разрезали на части в 1942 в целях эвакуации из осажденного Севастополя. Восстановлена и открыта в 1954. Бородинская панорама снята с экспозиции в 1918 из-за плохого состояния здания и хранилась рулоном, дойдя до невосстановимого состояния в 1939 (комиссия во главе с И. Грабарем). В 1948 начата ее реставрация под рук-вом П. Корина, и с 1962 она экспонируется в спец. новом здании в Москве на Кутузовском просп.

Лит.: Федорова О. В. Франц Рубо. М., 1982.

Полезные сервисы

рубо франц алексеевич

Энциклопедический словарь

Рубо́ Франц Алексеевич (1856-1928), российский живописец. Документально точные, грандиозные по масштабам батальные панорамы «Оборона Севастополя» (1902-04), «Бородинская битва» (1911). С 1913 жил в Германии.

* * *

РУБО Франц Алексеевич - РУБО́ Франц (Франсуа) Алексеевич (5 (17) июня 1856, Одесса - 13 марта 1928, Мюнхен), российский художник, выдающийся мастер батальной и панорамной живописи.

Грозная романтика

Родился в семье француза-коммерсанта. Учился в Одесской рисовальной школе (1865-77) и мюнхенской Академии художеств (1878-83). В период обучения в Мюнхене, каждое лето уезжал в Россию, на Украину, Кавказ и в Среднюю Азию, делая там многочисленные этюды с натуры. Кавказ особенно его увлек, и в 1883 Рубо даже указал его в анкете в графе «место жительства».

Исполнив большое число жанровых и батальных композиций в духе искусства передвижников («Атака запорожцев в степи», 1881; «Кавказец-кавалерист», 1880-е, и др.), в 1886 получил правительственный заказ на написание девятнадцати картин для тифлисского «Храма Славы» (военно-исторического музея), призванного увековечить память о войнах России на Кавказе, а также в Турции, Иране и Средней Азии. Живописный цикл Рубо охватил почти полуторавековой период - от «Вступления войск Петра I в Тарки 13 июня 1722 г.» (в Дагестане) до «Сражения на реке Кушке 18 марта 1855 г.» (в Туркмении). В число этих картин вошел также «Штурм аула Ахульго 22 августа 1839 года» (т. е. укрепленной резиденции Шамиля (см. ШАМИЛЬ) в Северном Дагестане). Работы для «Храма славы» были завершены в 1893. Поскольку после революции данный музей был ликвидирован, произведения Рубо распределили между Дагестанским музеем изобразительных искусств в Махачкале и рядом др. собраний; судьба некоторых картин сложилась весьма драматично (так, хранившееся в Грозненском музее «Пленение Шамиля» пропало в 1994 году во время военных действий в городе и было найдено лишь через два года).

Хотя эти сюжеты и славили имперскую политику России на Востоке, Рубо все же удалось с динамическим драматизмом показать беспощадную жестокость битв и героическую храбрость не только русских солдат, но и их отчаянно сопротивляющихся противников. Показывая войну как величественное зрелище, но в то же время и как народное бедствие, Рубо тем самым приблизился по духу к работам В. В. Верещагина (см. ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич) (хотя и не достигал при этом их образной глубины). Впрочем, отсутствие этой глубины всегда компенсировалось у мастера впечатляющей выразительностью деталей, а также атмосферы сражений в целом.

Искусство панорамы

Те же художественные принципы, плотно сводящие воедино чувства триумфа и трагедии, предопределили и работу Рубо над панорамами - композициями с масштабным цилиндрическим изображением, которое охватывает зрителя со всех сторон (включая не только живопись, но и предметно-фигурный план) и расположено в специальном помещении. Несмотря на отдельные, более ранние, прецеденты, Рубо практически явился создателем этого вида искусства в России. Первую свою панораму он исполнил на сюжет из своего кавказского батального цикла («Штурм аула Ахульго», 1888-90; сохранились лишь фрагменты этого произведения).

С 1901 работал над значительно более масштабной панорамой «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.», избрав для изображения тот день (6 июня 1855), когда был отражен штурм Малахова кургана (см. МАЛАХОВ КУРГАН), приуроченный англичанами и их союзниками к 40-летию битвы при Ватерлоо (см. ВАТЕРЛОО). Открытое в 1905, это произведение стало настоящей энциклопедией воинской жизни того времени, с той поры постоянно притягивая к себе массу зрителей (полуразрушенная в 1942, она затем была тщательно отреставрирована и вновь открыта в 1954, к 100-летию Севастопольской обороны (см. СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ ОБОРОНА 1854-1855)).

«Бородинская битва»

Не менее известной стала следующая панорама Рубо, созданная в 1910-12 годах к 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года (см. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года). Как всегда тщательно изучив исторические свидетельства и место события, мастер представил в ней Бородинское сражение, а именно те утренние часы 7 сентября, когда завязались особенно упорные схватки за Семеновские флеши и батарею Н. Н. Раевского (правда, в процессе обсуждения первоначальный замысел был несколько изменен и средоточием действия стал бой за Семеновский овраг). Все три плана «Бородинской битвы» - от передних фигур и предметов до светлых далей, подернутых дымкой от пальбы - в совокупности составляют эпическое зрелище, сочетающее романтический пафос с детальным документализмом.

Панораму открыли в Москве к 100-летнему юбилею, но в 1918 закрыли для обозрения в связи с тем, что ее павильон пришел в негодность. Доступ к ней зрителей возобновился лишь в 1962, уже к 150-летнему юбилею битвы, после многолетней реставрации и постройки нового здания на Кутузовском проспекте.

Рубо отдавал также много сил и преподаванию, возглавив в 1903 батальную мастерскую Академии художеств. С 1888 все наиболее крупные свои заказы выполнял в своей мастерской в предместье Мюнхена, руководя бригадой немецких художников (при создании «Бородинской битвы» с ним сотрудничал также И. Г. Мясоедов). В 1912 окончательно поселился в Германии. Не получая больше заказов из России, приспособиться к местной художественной жизни не смог и умер в забвении.

Большой энциклопедический словарь

РУБО Франц Алексеевич (1856-1928) - российский живописец. Батальные панорамы "Оборона Севастополя" (1902-04), "Бородинская битва" (1911).

Полезные сервисы