делать что-л.; кто быть
Развязно, с дерзким, вызывающим видом; беспечно, непринуждённо, беззаботно.
Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) ведёт себя излишне свободно, неуместно фамильярно, своей манерой поведения показывает пренебрежительное, презрительное или небрежно-безразличное отношение к кому-л., к чему-л. Только о мужчинах. Говорится с неодобрением, с презрением или с иронией. реч. стандарт. ✦ X - руки в брюки.
Неизм
Часто с глаг. стоять, ходить.
В роли обст., несогл. опред., именной части сказ.
Порядок слов-компонентов фиксир.
Максимов - руки в брюки - ввалился в тамбур и нахально ухмыльнулся. - Ну, чё? Забыв о педагогике, Черёмушкин сгрёб его за грудки и хорошенько встряхнул: - Слушай, ты! Ты будешь делать то, что я говорю, и так, как я говорю! Усвоил?! И. Никулин, Добро пожаловать в ад.Когда Михаил Нехлебов вывел своих воспитанников во двор, сбежались все ребята. Забавной оказалась пара новосёлов. Разгуливают себе в начищенных ботинках, руки в брюки, и поглядывают на всех хитренькими глазками. Е. Велтистов, Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников.
Он видел, что первоклашки совсем не боятся его. Стоят себе, руки в брюки, в чистеньких костюмах, из кармашка платок торчит. Е. Велтистов, Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников.
Он, видите ли, работает здесь ради великой идеи межзвёздной транспозитации! Он ходит, видите ли, руки в брюки, рычит на каждого встречного и упрямо не желает замечать, что ключи от хранилища этой идеи давным-давно звенят у него в кармане! С. Павлов, Чердак Вселенной.
- Серёжка-то, видала, как глазами стреляет, чистый пулемёт. Подходит это ко мне, руки в брюки, и как бы невзначай: "А что, Настенька, эта новая сестра из каких будет, не из учительниц?" К. Нефедьев, Тайна алмаза.
Егорша - он стоял посреди избы руки в брюки, фуражка на глаза - словно из автомата прострочил в него: - У меня не постоялый двор, чтобы ломиться серёдка ночи. Можно, думаю, и до утра подождать. Ф. Абрамов, Пряслины. Пути-перепутья.
Он фельдшер по образованию, прежде трудился на "скорой" и здорово злится иногда на бывших коллег, когда они стоят "руки в брюки" и ждут нас. Огонёк, 1998.
У приёмного отделения руки в брюки скучают менты. Тут уже Оля не выдерживает. МК, 2002.
Сижу я однажды на лавочке в питерском сквере с девушкой. <…> И вот к нам подходят трое - руки в брюки, походка вразвалочку, сигарета небрежно закушена во рту! "Чёй-то вы тут так просто сидите?" Россiя, 2001.
Каждый мальчишка умеет молча выразить своё недружелюбие, для чего имеются три основных способа. Можно действовать грубо: наклонить голову, пронзая противника взглядом, и угрожающе сопеть. Можно действовать тоньше: спокойно стоять, руки в карманы, и небрежно оглядывать врага с головы до ног. А. Мирер, Субмарина "Голубой кит".
Вывески на проходной не было, а у крыльца стоял, руки в карманы, какой-то мужчина без пальто, но в шапке-ушанке с задранными ушами. А. и Б. Стругацкие, Хромая судьба.
Ребята его - их трое, как и он, чубатые, расстёгнутые, руки в карманы, - стоят в стороне, поглядывают на нас, на губах окурки. В. Некрасов, В окопах Сталинграда.
Всё получилось очень ловко. Быстро, как в кино. Юрка скакнул на тротуар и вырос перед Ниней. Тот шарахнулся назад, но там уже я стоял - руки в карманах, ноги на ширине плеч. В. Крапивин, Праздник Лета в Старогорске.
Граф стоял прямо напротив. Руки в карманах, ноги широко расставлены; лакированные краги отсвечивали густой медовой желтизной. Его взгляд выражал безграничное презрение ко всему окружающему: к этим смешным хоромам, к эвакуационной суете, к аресту русского разведчика. И. Акимов, Баллада об ушедших на задание.
У блатяги руки в карманах, держится позади. Стоит свободно, не суетится, понимает, что Васька у них в руках. А. Приставкин, Солдат и мальчик.
культурологический комментарий:
фразеол. восходит к древнейшим архетипическим оппозициям "мужчина - женщина", "свой - чужой".
Компонент фразеол. руки соотносится с соматическим, т. е. телесным, кодом культуры; компонент "в", употребляясь "при обозначении места, направления куда-н. или нахождения где-н. кого-чего-н." (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984. С. 58), соотносится с пространственным кодом; компонент брюки соотносится с вещным кодом культуры, обозначая предмет традиционно мужской одежды.
В основе образа фразеол. лежит метафора, уподобляющая развязную манеру поведения, выражающую негативное или халатное отношение к кому-л., к чему-л., жесту - держанию рук в карманах брюк. Кроме того, в создании образа фразеол. участвуют звуковые приёмы речи - ассонанс (повтор гласного звука "и" в конце слов-компонентов фразеол.) и аллитерация (повтор согласного звука "р" в начале слов-компонентов фразеол.), придающие фразеол. особую звуковую выразительность. В образе фразеол. аллитерация на "р" вызывает также ассоциации с агрессией.
В русской одежде раньше не было карманов в их современном виде и понимании. Нужные вещи затыкались за пояс или привешивались к нему, клались в шапку, вешались на шею или прятались за пазуху. Карманы в одежде московиты увидели в XVII-XVIII вв. у европейцев, приезжавших в Москву. К этим европейцам, к их одежде, к их виду и поведению вообще было неприязненное и насмешливое отношение. И карманы, и манера держать в них руки казались странными и возмутительными. (Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 2002. С. 204.)
В образе фразеол. руки - символ общения и активности. Поэтому жест "держание рук в карманах брюк" осмысляется, с одной стороны, как нарушение норм поведенческого этикета в процессе социального взаимодействия, выражающее невоспитанность, неуважительное, пренебрежительное отношение к собеседнику, с другой стороны - как нежелание заниматься чем-л.: человек, держащий руки в карманах, - бездельник, беззаботно тратящий время впустую.
фразеол. в целом отображает стереотипное представление о жестовой форме выражения отказа активно участвовать в каком-л. деле или занятии, а также о способе проявления агрессивного настроения, состояния, о вызывающем поведении мужчины.
автор:
И. В. Зыкова