РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ЛИТЕРАТУРА - РУ́ССКОГО ЗАРУБЕ́ЖЬЯ ЛИТЕРАТУ́РА, процесс в русской литературе, вызванный массовой эмиграцией писателей, поэтов и публицистов после революции 1917 года и развивавшийся за рубежом параллельно с советской литературой.
Принято выделять три основные волны эмиграции, и следовательно, три основных этапа развития эмигрантской литературы. Первая волна - с 1918 до Второй мировой войны - наиболее значительная и многочисленная. Она делится на два поколения: к старшему относятся И. А. Бунин (см. БУНИН Иван Алексеевич), А. И. Куприн (см. КУПРИН Александр Иванович), И. С. Шмелев (см. ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич), Б. К. Зайцев (см. ЗАЙЦЕВ Борис Константинович), А. М. Ремизов (см. РЕМИЗОВ Алексей Михайлович), К. Д. Бальмонт (см. БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич), Д. С. Мережковский (см. МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич), З. Н. Гиппиус (см. ГИППИУС Зинаида Николаевна), отчасти В. Ф. Ходасевич (см. ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович), Г. В. Иванов (см. ИВАНОВ Георгий Владимирович), М. И. Цветаева (см. ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна), Г. В. Адамович (см. АДАМОВИЧ Георгий Викторович), писатели, ориентированные на классическую русскую культуру и пытающиеся компенсировать трагедию остракизма обращением к национальным ценностям. К младшему поколению принадлежат В. В. Набоков (см. НАБОКОВ Владимир Владимирович), Г. И. Газданов (см. ГАЗДАНОВ Гайто Иванович), М. Агеев, Б. Ю. Поплавский (см. ПОПЛАВСКИЙ Борис Юлианович), Н. Н. Берберова (см. БЕРБЕРОВА Нина Николаевна), Ю. В. Мандельштам (см. МАНДЕЛЬШТАМ Юрий Владимирович), Н. А. Оцуп (см. ОЦУП Николай Авдеевич), ищущие новые формы и средства художественной выразительности.
Первоначально центры русской эмиграции располагались в Константинополе, Белграде, Праге, Берлине, Харбине, однако в середине 1920-х гг. доминирующее положение в культурной жизни эмигрантов занял Париж. Здесь издавалось большое количество газет и журналов на русском языке («Последние новости (см. ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ)», «Россия и славянство», «Возрождение (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (периодические издания))»), создавались литературные кружки и группировки («Зеленая лампа», организованная Мережковским и Гиппиус, «Кочевье», «Через»). Судьбы писателей первой волны сложились по-разному: старшее поколение, обладатели громким и знаменитых имен еще на родине, оказалось более успешным, из младших только единицы сумели найти свое место в русской и мировой литературе.
Вторая волна эмиграции состояла большей частью из военнопленных, угнанных на работы в Германию: Д. И. Кленовский (см. КЛЕНОВСКИЙ Дмитрий Иосифович), Б. А. Нарциссов (см. НАРЦИССОВ Борис Анатольевич), Н. В. Нароков (см. НАРОКОВ Николай Владимирович), Н. Н. Моршен (см. МОРШЕН Николай Николаевич) и др. Творчество этих поэтов и прозаиков объединяет тема войны и тоталитарного террора, к которой они постоянно возвращались в своих произведениях. Их основными печатными органами стали журналы «Грани» и «Новый журнал (см. НОВЫЙ ЖУРНАЛ)».
Третья волна, возникшая в начале 1970-х гг., состояла из писателей, составлявших в основном оппозицию советскому режиму (см. ДИССИДЕНТЫ в СССР). Часть из них была выслана насильно, часть покинула родину добровольно, спасаясь от преследований и цензурных ограничений. В период с 1960-х гг. до середины 1980-х гг. из Советского Союза эмигрировали А. И. Солженицын (см. СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич), И. А. Бродский (см. БРОДСКИЙ Иосиф Александрович), В. П. Аксенов (см. АКСЕНОВ Василий Павлович), С. Д. Довлатов (см. ДОВЛАТОВ Сергей Донатович), В. Н. Войнович (см. ВОЙНОВИЧ Владимир Николаевич), Г. Н. Владимов (см. ВЛАДИМОВ Георгий Николаевич), А. А. Галич (см. ГАЛИЧ Александр Аркадьевич), А. Д. Синявский (см. СИНЯВСКИЙ Андрей Донатович), И. М. Губерман (см. ГУБЕРМАН Игорь Миронович), Ф. Н. Горенштейн (см. ГОРЕНШТЕЙН Фридрих Наумович), Э. В. Лимонов (см. ЛИМОНОВ Эдуард Вениаминович), Саша Соколов (см. СОКОЛОВ Саша), Ю. В. Мамлеев (см. МАМЛЕЕВ Юрий Витальевич), Юз Алешковский (см. АЛЕШКОВСКИЙ Петр Михайлович) и др. Центром расселения третьей волны стали США.