Самара́нч Хуан Антонио (Samaranch) (р. 1920), деятель международного спортивного движения, испанский дипломат и промышленник. С 1966 член, в 1974-78 вице-президент, с 1980 президент Международного олимпийского комитета (МОК). Посол Испании в СССР и Монголии в 1977-80.
* * *
САМАРАНЧ Хуан Антонио - САМАРА́НЧ (Samaranch) Хуан Антонио (р. 17 июня 1920, Барселона), маркиз, деятель международного спортивного движения, испанский дипломат и промышленник; седьмой президент Международного олимпийского комитета (см. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОЛИМПИЙСКИЙ КОМИТЕТ) (МОК) (1980-2001).
Во франкистской Испании Самаранч сделал блестящую карьеру. Он был министром по делам спорта и молодежи, послом в Испании в СССР и Монголии в 1977-1980 гг. В 1966 Самаранч становится членом МОК, в 1974-1978 годах был вице-президентом, а в 1980 на конгрессе во время Олимпийских игр в Москве был избран президентом МОК.
В это время олимпийское движение переживало кризис. Из-за ввода советских войск в Афганистан в Москву не приехали спортсмены большинства западных стран. В ответ социалистические страны бойкотировали XXIII Олимпийские игры в Лос-Анджелесе. Но это были временные трудности, связанные с политической конъюнктурой. Гораздо опаснее была тенденция снижения авторитета Игр, связанная с непреложным принципом Пьера де Кубертена (см. КУБЕРТЕН Пьер де) - на Олимпийских играх выступают только любители. Между тем профессионализация спорта в конце 20 века стала настолько очевидным фактом, что игнорировать его уже было невозможно. По некоторым популярным видам спорта, прежде всего футболу (см. ФУТБОЛ), теннису (см. ТЕННИС (спортивная игра)), боксу (см. БОКС (в спорте)), баскетболу (см. БАСКЕТБОЛ), олимпийские соревнования давно не рассматривались в качестве главных стартов.
Олимпийские игры подстерегала и другая опасность - финансовая. Организация Олимпиад требовала от принимающей стороны крупных материальных затрат, которые были под силу только большим и богатым странам. Рекордными по убыточности стали XXI Олимпийские игры в Монреале (1976), за которые канадское правительство расплачивалось более двадцати лет.
Самаранч решительно повернулся навстречу коммерциализации Олимпиад. Уже Игры в Лос-Анджелесе финансировались частным капиталом и американским налогоплательщикам не пришлось на нее раскошеливаться. Оргкомитетам Игр удалось убедить инвесторов, что вложения в Олимпиады станут для них лучшей рекламой. Важнейшим источником доходов стала продажа телевизионных прав трансляции.
В отличие от своих предшественников Самаранч охотно включал в Олимпийскую программу новые виды спорта, тем более, что за их спиной стояли производители спортивной экипировки, нуждающиеся в эффективной рекламе. Оборотной стороной этого процесса стала гигантомания. На Олимпиаде в Сиднее (2000) было разыграно триста комплектов наград, в том числе и по таким экзотическим видам как маунтенбайк, софтбол (см. СОФТБОЛ), тэквондо (см. ТЭКВОНДО (тхэквондо)), женское водное поло (см. ВОДНОЕ ПОЛО). Рекламодатели кровно были заинтересованы, чтобы на Олимпийских играх участвовали лучшие спортсмены и как следствие был снят запрет на участие профессионалов.
В 2001 Самаранч покинул свой пост. За заслуги перед спортом и Олимпийским движением новый президент МОК Жак Рогге (см. РОГГЕ Жак) вручил ему золотой Орден почета.