Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

музыкальные инструменты

Энциклопедия Кольера

Почти все предметы, издающие звук, могут быть использованы как музыкальные инструменты, но значение этого термина обычно ограничивают предметами, специально изготовленными или приспособленными для того, чтобы служить музыкальным целям. В Европе обнаружены костяные дудки и флейты, относимые к эпохе палеолита. Считается также, что доисторический человек пользовался разными типами погремушек, барабанами, сделанными из стволов деревьев, и другими шумовыми инструментами. О подобных предметах можно сказать, что они с самого начала выполняли музыкальные функции; другие издающие звук предметы типа дудок и флейт, судя по сохранившимся скудным свидетельствам, поначалу служили ритуальным целям, таким, как магические заклинания, вызывание добрых духов и изгнание злых. Так, на наскальном рисунке в пещере Ле-Труа-Фрер на юге Франции изображен шаман, играющий на флейте. Следы ритуальной функции инструментов сохранились, например, в современной свадебной и похоронной музыке. Почти все инструменты современной европейско-американской музыки произошли от восточных или африканских предков. В неевропейских музыкальных культурах существует множество инструментов, отсутствующих в европейско-американской музыке. Для классификации разнообразных типов инструментов предложено несколько систем. Наиболее удачная из них разработана в 1888 В. Маийоном (1841-1924), хранителем Брюссельского музея музыкальных инструментов. Эта классификация была пересмотрена и значительно расширена в 1914 Э. фон Хорнбостелем (1877-1935) и К. Заксом (1881-1959) и позже изложена в Истории музыкальных инструментов (1940) К. Закса. Система Закса - Хорнбостеля является самой логичной и гибкой из всех, предложенных для классификации музыкальных инструментов. Согласно этой системе, инструменты делятся на пять основных классов в соответствии с природой звучащего тела; каждый класс, в свою очередь, подразделяется в соответствии с признаками, определяющими его индивидуальный характер.

Идиофоны, или самозвучащие инструменты, соединяют в одном элементе свойства вибрирующего тела и резонатора, тогда как в других классах инструментов почти неслышимые колебания одного элемента (воздушного столба, мембраны или струн) в значительной мере усиливаются вторым элементом (резонирующей декой или корпусом). Идиофоны классифицируются по способу звукоизвлечения. 1. Ударные (ударяемые друг о друга, ударяемые исполнителем, встряхиваемые, ударяемые о землю и т.п.): тарелки, трещотки, кастаньеты, колокол, гонг, ксилофон, металлофон, погремушки, колокольчики, прутья, трубки. 2. Щипковые: варган, музыкальная шкатулка. 3. Фрикционные: стеклянная гармоника, терка. Большинство перечисленных групп допускают дальнейшее деление: например, тарелки могут быть с ободом или без него, трещотки могут изготовляться из металла, дерева или кости и различаться по форме и количеству ударяемых друг о друга частей.

Аэрофоны, или духовые инструменты, классифицируются в соответствии с тем, каким способом возбуждаются колебания воздушного столба. 1. Флейтообразные инструменты, в них направляемая исполнителем воздушная струя рассекается об острый край стенки ствола; они могут быть шаровидными, подобно окарине, но обычно имеют форму трубки. Трубчатые флейты делятся на свистковые, в которых воздушная струя направляется на острый край; продольные (в том числе открытые, свистковые и многоствольные), которые держат вертикально, и поперечные, которые держат горизонтально и вдувают воздух в отверстие вблизи одного конца трубки. 2. Медные духовые инструменты, при игре на которых вибрация напряженных губ исполнителя усиливается, а возникающий звук преобразуется в трубке разного размера и формы, условно можно разделить на две, не всегда четко различимые группы: а) валторны и другие инструменты, происходящие от рога, у которых закругленная трубка обычно короче и шире, с коническим каналом: б) трубы, которые обычно длиннее и прямее, с более узким каналом. 3. Язычковые инструменты, в которых струя воздуха вызывает колебания маленькой пластинки из тростника или металла, распадаются на три вида: одинарные бьющие язычки (трости), как в кларнете или саксофоне, где трость располагается внутри мундштука; двойные бьющие язычки в гобое и фаготе, где насаженные на узкую металлическую трубку язычки, вибрируя, ударяются друг о друга; свободно проскакивающие язычки, как в китайском шэне или фисгармонии, где одинарный язычок движется вперед и назад внутри точно соответствующего ему проема, подобно открывающейся дверце. Есть инструменты, например орган и волынка, где сочетаются несколько указанных принципов. В других инструментах (например, в варгане или гуделке), используется один из перечисленных типов звукоизвлечения, но источником звука служат колебания воздуха вне корпуса инструмента.

Мембранофоны, или перепончатые, куда входят главным образом барабаны, классифицируются по нескольким принципам. Основным является деление по форме резонатора, который продлевает и усиливает звук вибрирующей мембраны. 1. Барабаны могут иметь одну или две стороны (мембраны). Односторонние варианты могут быть кубкообразными (подобно арабской дарбуке); стоящими на земле; чашеобразными, с ручками. Двухсторонние барабаны бывают цилиндрическими, как больший и малый барабаны, а также коническими, бочкообразными или в форме песочных часов. 2. Литавры снабжены одной мембраной, натянутой на полусферический или яйцеобразный корпус. 3. Бубны имеют одну или две мембраны, натянутые на узкую раму, обычно в виде обода, их держат в руке или за специальную ручку (например, шаманский бубен). К раме часто прикрепляются колокольчики.

Хордофоны. На этих струнных инструментах звук извлекается щипком (пальцами или плектром), ударом молоточков или смычком. Играют на большинстве из них непосредственно руками или определенным предметом, который держат в руках, а некоторыми управляют с помощью клавиатуры. Различают четыре основных типа хордофонов по виду резонаторов и способу крепления струн. 1. Цитры имеют корпус с набором натянутых над ним струн; у них нет шейки или перекладины. Резонатором служит сам корпус, или же резонатор крепится к нему. Некоторые из подвида цитр, например псалтерий, защипываются, на других, например, на цимбалах, играют молоточками или палочками. Фортепиано и клавикорды представляют собой снабженные клавиатурой (клавишные) цимбалы, клавесины - клавишный псалтерий. 2. Лютни включают все многочисленные щипковые и смычковые инструменты, имеющие корпус с шейкой. Шейка служит рукояткой и средством натяжения струн поверх корпуса. Почти на всех лютнях можно играть щипком. На некоторых из них, например гитарах, мандолинах и других подобных им инструментах, иначе и не играют; на других, включая фидели, виолы и скрипки, а также многочисленные смычковые инструменты, применяемые восточными и другими неевропейскими народами, звук обычно извлекается смычком, но иногда и щипком. Большая часть примитивных и восточных лютен имеет сравнительно маленький корпус с длинной шейкой; все западные и часть восточных лютен имеют короткую шейку и большой корпус. Некоторые лютни, например виоль д'амур, имеют "симпатические" (резонирующие) струны, усиливающие звук, извлекаемый на других, обычных струнах с помощью смычка или щипком. 3. Лиры имеют корпус, от которого отходят две стойки, образуя форму хомута. Струны натянуты от корпуса к перекладине, соединяющей концы стоек. На лирах играют щипком или с помощью смычка. 4. Арфы отличаются тем, что их струны прикреплены к корпусу под прямым углом, идя от него к шейке, которая представляет собой либо изогнутое продолжение корпуса, как в дугообразной арфе, либо отдельную часть инструмента, прикрепленную под углом к корпусу, как в угловой арфе. Большинство арф имеет много струн, которые защипываются пальцами. Современные арфы снабжены также педальным механизмом для изменения высоты звучащих струн.

Электрофоны (электромузыкальные инструменты и электронные синтезаторы). Это инструменты, в которых электрический ток или усиливает извлекаемый механическим способом звук, как в электрогитаре (адаптерные инструменты), или используется для воспроизведения звука, его изменения и усиления, как в органе Хаммонда (терменвокс, волны Мартено, электроорган и др.).

ЛИТЕРАТУРА

Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. М., 1983

Полезные сервисы

металлофоны

Энциклопедический словарь

МЕТАЛЛОФО́НЫ -ов; мн. (ед. металлофо́н, -а; м.). [от сл. металл и греч. phōnē - звук, голос] Ударный музыкальный инструмент, состоящий из металлических пластинок, издающих при ударе о них специальных молоточков звуки различных тонов.

* * *

металлофо́ны (от металлы и ...фон), 1) самозвучащие музыкальные инструменты (колокола, гонги, вибрафоны и др.), источником звука которых служит их упругое металлическое тело. Звук извлекается молоточками, палочками, особыми ударниками (языками).

2) Инструменты типа ксилофона, в отличие от которого пластины металлофона - из металла, а не из дерева.

* * *

МЕТАЛЛОФОНЫ - МЕТАЛЛОФО́НЫ (от металлы (см. МЕТАЛЛЫ) и греч. phone - звук, голос),

1) самозвучащие музыкальные иструменты (колокола, гонги, вибрафоны и др.), источником звука которых служит их упругое металлическое тело. Звук извлекается молоточками, палочками, особыми ударниками (языками).

2) Инструменты типа ксилофона, в отличие от которого пластины металлофона - из металла.

Полезные сервисы

ударные инструменты

Гуманитарный словарь

УДА́РНЫЕ ИНСТРУМЕ́НТЫ - муз. инструменты, в к-рых звучащим телом является сам корпус инструмента либо укрепленная на нем мембрана. В большинстве случаев звук инструмента инициируется ударом по нему палочкой, колотушкой или др. приспособлением; отсюда происходит название группы. Звук У. И. имеет ярко выраженную атаку (акцент) и, как правило, довольно быстро затухает. Поэтому большинство У. И. прекрасно подходят для организации ритмич. основы музыки.

Номенклатура У. И. очень обширна и составляет свыше 200 наименований инструментов, более или менее часто встречающихся в муз. произв. Кроме этого существует огромное количество нар. инструментов, а также инструментов и предметов, к-рые используются в кач-ве У. И. крайне редко. Список этот постоянно увеличивается и включает в себя такие необычные для музыки предметы, как цепи, камни или пистолеты. Существует несколько классификаций У. И. Чаще всего их делят на инструменты, имеющие опред. высоту звука и не имеющие ее. К первым относятся литавры, ксилофон, колокольчики, вибрафон и т. д. Ко вторым - разнообр. барабаны, тарелки, бубенцы, трещотки и др. Такое деление условно, т. к., напр., литавры имеют достаточно размытый по высоте звук, а нек-рые гонги, к-рые считаются инструментами с неопред. высотой звука, имеют точный тон. Другая распространенная классификация предполагает деление У. И. на группы в зависимости от материала акустич. вибратора (источника звука). У. И. образуют две основные группы - мембранофоны (инструменты, имеющие одну или две мембраны) и идиофоны (самозвучащие инструменты), к-рые, в свою очередь, делятся на металлические, деревянные, стеклянные и др., в зависимости от мат-ла, из к-рого изготовлен инструмент. К мембранофонам относятся все разновидности барабанов и литавры. Примеры идиофонов: металлич. - тубафон, флексатон, колокола (с опред. высотой звука), треугольник, тамтам, пандейра (с неопред, высотой звука); деревянные - маримба, ксилоримба (с опред. высотой звука), кастаньеты, клавес, маракас (с неопред, высотой звука); стеклянные - бутылки, стеклянная гармоника. Нек-рые У. И. принадлежат к смешанному типу - напр., бубен, имеющий мембрану и металлические бубенчики.

Звук на У. И. извлекается с помощью разнообр. палочек и колотушек - деревянных, металлич., с головками из войлока, резины, дерева и т. п.; прутьями и метелочками; ладонями, пальцами и многими другими способами. На нек-рых У. И. возможно извлечение звука фрикционным способом (трением) - напр., стеклянная гармоника, фрикционный барабан, подвесная тарелка (с помощью смычка от струнного инструмента) и т. д.

В европ. профессиональной музыке У. И. входили в употребление медленно и постепенно. Лишь литавры уверенно заняли место в оркестре почти с самого начала его истории. До сер. 19 в. почти все У. И., как, впрочем, и др. новые инструменты, сначала использовались в опере, часто для создания к.-л. "экзотического" муз. образа. Напр., тарелки, большой барабан, треугольник в кон. 18 в. обозначали т. н. "янычарскую музыку". Постепенно все они занимали место и в симфонич. оркестре. Композиторы-романтики, с их стремлением к выразительности тембра и колорита, использовали новые инструменты гораздо свободнее, и к кон. 19 в. постоянными участниками оркестра стали: ксилофон, колокола и колокольчики, барабаны, бубны, тарелки, кастаньеты и др. В 20 в., в связи с интересом к др. муз. культурам, в муз. обиходе появилось огромное количество У. И. латиноамериканского, африканского и азиатского происхождения. Они используются во всех жанрах, в первую очередь в танцевальной музыке, джазе, поп- и рок-музыке. В этих жанрах У. И. вместе с гитарами составляют т. н. ритм-группу, которая является основой муз. ткани. Группа У. И. входит в состав большинства оркестров: симфонич., духового, эстрадного и др. До 2-й пол. 20 в. сочинения, в к-рых использовались только У. И., были немногочисленны (среди них - антракт из оперы "Нос" Д. Д. Шостаковича или одна из сцен к спектаклю "Египетские ночи" С. С. Прокофьева), позднее их стало гораздо больше, в связи с чем появились ансамбли У. И., к-рые исполняют сочинения, написанные исключит, или преимуществ, для У. И.

Полезные сервисы