м.
см. селькупы 2.
СЕЛЬКУ́ПКА, селькупки. женск. к селькуп (см. селькупы).
сельку́пка, сельку́пки, сельку́пок, сельку́пке, сельку́пкам, сельку́пку, сельку́пкой, сельку́пкою, сельку́пками, сельку́пках
прил.
1. Относящийся к селькупам, связанный с ними.
2. Свойственный селькупам, характерный для них.
3. Принадлежащий селькупам.
сельку́пский, сельку́пская, сельку́пское, сельку́пские, сельку́пского, сельку́пской, сельку́пских, сельку́пскому, сельку́пским, сельку́пскую, сельку́пскою, сельку́пскими, сельку́пском, сельку́пск, сельку́пска, сельку́пско, сельку́пски
Ве’рк’ы алакосэ мэ к’умимыт кын ток’к’ы к’е’ннотын. Сома,
чумпы нютым нын’кылнотын. На нюты мэ сырыт чоты, сырыль к’оптыт чоты
сома апсытыт. К’умыт нютым нын’кылнотын. Нюты нэрсэ те’ттонты алча.
Тан’ыль мэрк’ы нын’кылпытыль нютым тэккэя. Сома нютыт апты кын имын
к’е’нна. К’умыт граблил мысэ тэккэнпыль нютым уккырмынты пинк’ылсотын.
Пиргы нютыль мэктым мэн’отын. Кочи нимап мэ сырыт к’е’т кунты
микотын.
***
У’т мучэя. У’т мачонты к’е’нна. Кыпа сурыткини у’т кочи
торэ мысыт. У’т сурылят питок’ынты к’амполийка. Мунтык нёма, к’аглал,
путыль тама питынтынноны то нётымпа. К’аглал онты питок’ынты кыпака ащя
к’уса.
Алфавит
Аа, Бб, Вв, Гг, Дд, Ее, Е’е’, Ёё, Жж, Зз, Ии,
Йй, Кк, К’к’, Лл, Мм, Нн, Н’н’, Оо, Пп, Рр, Сс, Тт, Уу, У’у’, Фф, Хх,
Цц, Чч, Шш, Щщ, ъ, Ыы, ь, Ээ, Юю, Яя.
Употребляется русское письмо без дополнительных букв, с
апострофом (’) после букв е’, к’, н’,
у’.
До 40‑х годов XX в. апостроф (’)
употреблялся также после букв а, о, э.
С 1931 до 1940 г. использовалось латинское письмо с
дополнительными буквами æ, ə, ŋ, ɵ, ь и
диакритическим знаком (‚) под согласными.
Селькупский (остяко-самоедский) язык вместе с энецким
языком распространён на Крайнем Севере СССР; на них говорит около 2
тыс. человек.
Принадлежит к самодийской группе языков.
Сельку́пский язы́к - один из самодийских языков. Письменность (с середины 50-х гг. XX в. не использовалась, не имеет стабильной нормы) на основе русского алфавита.
* * *
СЕЛЬКУПСКИЙ ЯЗЫК - СЕЛЬКУ́ПСКИЙ ЯЗЫК, один из самодийских языков. Письменность на основе русского алфавита.
СЕЛЬКУПСКИЙ ЯЗЫК - один из самодийских языков. Письменность на основе русского алфавита.
Сельку́пский язык
(устар. - остяко-самоедский язык) - один из самодийских языков. Распространён на северо-востоке
и востоке Западной Сибири, образует несколько изолированных ареалов.
Число говорящих около 2 тыс. чел. (1979, перепись). До 19 в. играл роль
lingua franca в районах между Обью и
Енисеем у эвенков, хантов, кетов. С. я. имеет 4
основных наречия: северное (реки Таз, Турухан, Елогуй), центральное
(реки Тым, средняя Обь), восточное (р. Кеть) и южное (реки Чая, Чулым,
верхняя Обь). Селькупы из разных районов часто не понимают друг друга,
пользуются различными самоназваниями, однако границы между наречиями
расплывчаты из-за наличия смешанных и переходных диалектов.
В отличие от других самодийских языков С. я. обладает богатым
вокализмом (в тазовском диалекте 25 гласных фонем при 16 согласных); в ауслауте чередуются гоморганные носовые и смычные согласные.
Сфера использования множественного числа
сократилась за счёт экспансии собирательной
формы; система падежей расширилась (во многом за
счёт агглютинации послелогов); отрицательный
глагол отсутствует; употребляются превербы.
Существует развитая система морфологических
средств модификации синтаксической роли именных, глагольных, местоименных
основ. Имеется ряд лексических параллелей с кетским и другими енисейскими, хантыйским, тунгусо-маньчжурскими языками.
Письменность (для тазовского диалекта
северного наречия) создана в 30‑х гг. 20 в. на основе латинской, а позднее русской графики, однако с середины 50‑х гг.
фактически не использовалась и не имеет стабильной нормы.
Прокофьев Г. Н., Селькупская (остяко-самоедская)
грамматика, Л., 1935;
Кузьмина А. И., Грамматика селькупского языка, ч. 1 -
Селькупы и их язык, Новосибирск, 1974;
Кузнецова А. И., Хелимский Е. А.,
Грушкина Е. В., Очерки по селькупскому языку, ч. 1 - Тазовский
диалект, М., 1980;
Erdélyi I., Selkupisches Wörterverzeichnis.
Tas-Dialekt, Bdpst, 1969;
Kats H., Selkupische Quellen, W., 1979;
см. также литературу при статье Самодийские языки.
Е. А. Хелимский.
мн.
1. Народность, живущая в Томской и Тюменской областях и в Красноярском крае России.
2. Представители этой народности.
СЕЛЬКУ́ПЫ, селькупов, ед. селькуп, селькупа, муж. Северная народность, живущая в Туруханском и Нарымском округах Красноярского края (прежнее название - остяко-самоеды).
СЕЛЬКУ́ПЫ -ов; мн. Северная народность, живущая в Тюменской и Томской областях и в Красноярском крае России; представители этой народности; остяко-самоеды.
◁ Сельку́п, -а; м. Сельку́пка, -и; мн. род. -пок, дат. -пкам; ж. Сельку́пский, -ая, -ое. С. язык.
* * *
сельку́пы (устар. название - остяко-самоеды), народ в России (Тюменская, Томская области и Красноярский край). Численность 3,6 тыс. человек (1995). Язык селькупский. Верующие - православные.
* * *
СЕЛЬКУПЫ - СЕЛЬКУ́ПЫ (устаревшее - остяко-самоеды), народ в Российской Федерации, живут на севере Томской области, Красноярского края и в Ямало-Ненецком округе. Численность 4,2 тысячи человек (2002). В антропологическом плане селькупы относятся к уральской расе. Селькупский язык относится к самодийской группе уральских языков. Обширная этническая территория, при небольшой численности населения, предопределяют сложность внутренней организации селькупского языка. В его составе выделяется ряд диалектных групп - северная или тазовская, тымская, нарымская, обская, кетская, которые, в свою очередь состоят из большого количества говоров. Языковые отличия между северными и южными диалектными группами весьма существенны, что препятствует свободному языковому общению. Верующие Ԡправославные.
До 1930-х годов назывались остяко-самоедами. Современный этноним происходит от самоназвания одной из наиболее крупных территориальных группировок северных селькупов - солькуп (таежник). Двойной этноним остяко самоед указывает на языковую принадлежность к самодийцам и культурную близость к хантам. Наряду с общим этнонимом до начала 21 века сохранились самоназвания родоплеменныл групп - чумылькуп, шошкуп, сосогула, существуют и территориальные этнонимы - кетские, ваховские, тазовские, баихинские селькупы.
Селькупы сложились в ходе слияния аборигенного населения среднего течения реки Оби с проникшими сюда в начале нашей эры из района Саян самодийскими племенами. В 17 веке часть селькупов переселилась к северу, на реку Таз, а позднее на реку Турухан. Предположительно с 17 века селькупы разделились на две территориальные группы - южную, нарымскую и северную, тазовско-туруханскую. В прошлом селькупы занимались охотой и рыболовством, северные группы - и оленеводством. В 18 веке селькупы подверглись христианизации, но продолжали сохранять древние религиозные представления и обряды. В 20 веке наряду с традиционными занятиями у селькупов стали развиваться животноводство и земледелие.
Селькупы в большей мере, чем какой либо другой самоедоязычный народ, сохранили древнюю самодийскую основу. В то же время, широкая территория расселения и последующее переселение части селькупов на север, в бассейн рек Таз и Турухан вело к достаточно интенсивным контактам с соседями к включению в их состав тюркских, кетских, хантыйских, эвенкийских и северосамодийских компонентов.
Нарымская группа селькупов сильно русифицирована, а северная, даже в условиях интенсивных культурных и брачных контактов с кетами и эвенками, сохраняет свою этническую самобытность. На севере селькупский язык, наряду с русским, является разговорным в среде разноэтничного коренного населения. Деление селькупов на две территориальные группы фиксируются в особенностях этнической культуры. Южные селькупы значительно ассимилированы русским населением и утратили элементы таежного охотничье-рыболовецкого хозяйственно-культурного комплекса, характерного для таежных народов Западной Сибири. Северные селькупы, в контакте о северосамодийскими народами, а также кетами и эвенками, освоили таежное транспортное оленеводство и сохраняют традиционное промысловое хозяйство, мобильное жилище (чум), традиционную для северян одежду (типа малицы), режимы питания, утварь, транспорт, у них продолжают бытовать некоторые элементы традиционных социальных институтов, основы традиционного мировоззрения.
СЕЛЬКУПЫ (устар. назв. - остяко-самоеды) - народ в Российской Федерации, Тюменская и Томская обл. и Красноярский кр. 3,6 тыс. человек (1992). Язык селькупский. Верующие - православные.
-ов, мн. (ед. сельку́п, -а, м.; сельку́пка, -и, мн. сельку́пки, -пок, -пкам, ж.).
Народ, живущий в Тюменской и Томской областях и Красноярском крае РСФСР.
СЕЛЬКУПЫ (самоназвание остяки) - народность общей численностью 3,612 тыс. чел., проживающая, в основном, на территории Российской Федерации (3,564 тыс. чел.). Язык - селькупский. Религиозная принадлежность верующих: православные.