Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

сепира - уорфа гипотеза

Лингвистика

Сепи́ра - Уо́рфа гипо́теза

(гипотеза лингвистической относительности) - концепция, согласно

которой структура языка определяет структуру мышления и способ

познания внешнего мира. Разработана в 30‑х гг. 20 в. в США Э. Сепиром и

Б. Л. Уорфом в рамках этнолингвистики.

Согласно С. - У. г., логический строй мышления определяется языком.

Характер познания действительности зависит от языка, на котором

мыслит познающий субъект. Люди членят мир, организуют его в понятия и

распределяют значения так, а не иначе, поскольку являются участниками

некоторого соглашения, имеющего силу лишь для этого языка. Познание не

имеет объективного, общезначимого характера; «сходные физические

явления позволяют создать сходную картину вселенной только при

сходстве или по крайней мере при соотносительности языковых систем»

(Уорф). Широкую известность С. - У. г. получила в 50‑х гг. благодаря

работам Х. Хойера, давшего её критический анализ, и состоявшейся в 1953

(Чикаго) конференции, где гипотеза обсуждалась лингвистами, этнографами,

философами, психологами.

В советском языкознании С. - У. г. подверглась критике с позиций

марксистской методологии: сторонники этой

гипотезы не учитывают, что язык не представляет собой самодовлеющей

силы, творящей мир, а является результатом отражения человеком

окружающего мира. Различия в способах его членения возникают в период

первичного означивания (см. Номинация)

и могут быть обусловлены ассоциативными различиями, несходством

языкового материала, сохранившегося от прежних эпох, влиянием других

языков и т. д. Выражаемое с помощью языка содержание не равно сумме

значений языковых единиц, так как путём

сочетания разных языковых средств можно выразить также содержание или

понятие, которое не соотносится с какой-либо особой единицей языка.

Форма и категории мышления одинаковы у всех народов, хотя язык оказывает

известное регулирующее влияние на процесс мышления.

Сепир Э., Язык, пер. с англ., М.-Л., 1934;

Уорф Б. Л., Отношение норм поведения и мышления к языку, в

кн.: Новое в лингвистике, в. 1, М., 1960;

Брутян Г. А., Гипотеза Сепира - Уорфа. Ер., 1968;

Васильев С. А., Философский анализ гипотезы лингвистической

относительности, К., 1974;

Гипотеза в современной лингвистике, М., 1980, с. 198-204

(лит.);

Selected writings of Edward Sapir in language, culture and

personality, Berk. - Los Ang., 1951;

Whorf B. L., Language, thought and reality, Camb.

(Mass.), [1966].

А. М. Кузнецов.

Полезные сервисы

сепира-уорфа гипотеза

Словарь народов и культуры

Сепира-Уорфа гипотеза

(Sapir-Whorf hypothesis), психолингвистическая концепция, согласно к-рой структура языка определяет структуру мышления и способ познания мира. В подтверждение этой гипотезы ссылаются на структурные факторы языка, напр., временные формы глагола, или внешне более очевидные факторы языка, напр., его словарный состав. Теория названа по имени амер. этнографа и лингвиста Эдуарда Сепира (1884-1939) и его ученика Бенджамина Ли Уорфа (1897-1941), к-рый разработал ее наиб. радикальную версию, изучая языки амер. индейцев (Язык, мысль и действительность, 1956). Уорф анализирует в осн. лексику цвета, поскольку языки отличаются кол-вом словарных обозначений цветов и их оттенков. Мало вероятно, чтобы на это мог повлиять специфический подбор цветов, но вместе с тем нет никаких доводов в пользу того, что небогатая цветовая лексика сама по себе была способна вызвать столь глубокие различия. Идея о том, что язык влияет на мышление, послужила предметом острых дискуссий среди педагогов и детских психологов: в ее пользу высказывался Лев Выготский (1896-1934), а против - Пиаже. Менее радикальная версия гипотезы сводится к утверждению, что диалекты, или низкая речь, способны уменьшить способности говорящего мыслить и поддерживать адекватное общение. Еще один пример С.-У.г. - философия Витгенштейна.

Полезные сервисы