Симено́н Жорж (Simenon) (1903-1989), французский писатель. В серии детективно-психологических романов о полицейском комиссаре Мегрэ («Записки Мегрэ», 1950; «Мегрэ путешествует», 1958; «Мегрэ колеблется», 1968, и др.), в детективно-психологических романах («Братья Рико», 1952; «И всё-таки орешник зеленеет», 1969) - достоверное изображение атмосферы французской жизни, критика общественных нравов, сочувствие социально униженным. Автобиографические книги («Я диктую», т. 1-21, 1975-81).
* * *
СИМЕНОН Жорж - СИМЕНО́Н (Simenon) Жорж (13 февраля 1903, Льеж, Бельгия - 4 сентября 1981, Лозанна, Швейцария), французский писатель; по происхождению бельгиец.
Реализация мечты
Будущий «отец» комиссара Мегрэ появился на свет в семье мелкого служащего страховой компании. Родители Сименона в 1907- 1918 гг. сдавали комнаты с дешевым пансионом приезжим студентам, среди которых было много русских. Впоследствии писатель неоднократно повторял, что эти молодые люди сыграли огромную роль в его развитии. Своими крестными отцами в литературе он называл Гоголя, Достоевского, Чехова, Толстого. В школе мальчик, который с одиннадцати лет грезил о сочинительстве, подписывал свои работы «Жорж Сим», и учителя разрешали ему выбирать тему самостоятельно. Первая мировая война и болезнь отца подкосила благосостояние семьи. За год до окончания коллежа пятнадцатилетний Жорж бросил учебу и стал искать работу. Попытав счастья в кондитерской лавке и книжном магазине, он устроился в местную газету в отдел происшествий, про который скажет позднее, что именно тут завершается столкновение человека с судьбой. Юному репортеру приходилось посещать морги, больницы, тюрьмы, залы судебных заседаний. Многие эпизоды своей ранней журналистской практики он затем использует в романах «Танцовщица с «Веселой мельницы» (1931) и «Красный осел» (1933). Его перу принадлежат также забавные очерки и юмористические хроники Льежа: в это время он зачитывался книгами Марка Твена (см. ТВЕН Марк) и Джерома К. Джерома (см. ДЖЕРОМ Джером Клапка), которым вполне сознательно подражал. В свободное время сотрудник консервативной газеты регулярно посещал кружок анархистов и поэтов: впоследствии они станут героями его романа «Повесившийся на вратах церкви Сен-Фольен» (1931). После смерти отца Сименон решил покинуть Бельгию и в 1922 приехал в Париж, где поначалу ему пришлось трудно: редакции столичных газет и журналов были закрыты для никому не известного провинциала. Только через год он сумел привлечь внимание известной писательницы Габриэль Сидони Колетт, которая работала литературным редактором в газете «Матен». Сименон печатался здесь около шести лет и на всю жизнь сохранил глубокую признательность к своей наставнице. В 1924 он выпустил под псевдонимом «Роман машинистки», первую свою книгу, за которой последуют еще около двухсот сочинений легкого жанра (приключенческих, сентиментальных, юмористических), подписанных вымышленными именами. Сименон откровенно признавал подобную литературу второсортной, но считал ее хорошей школой мастерства. В 1928-1929 годах он предпринял большое путешествие по Франции, Бельгии и Нидерландам. Комиссар Мегрэ появился на свет в голландском городе Делфзейл, где был написан роман «Питер Латыш», опубликованный вместе с другими детективными книгами («Господин Галле скончался», «Коновод с баржи «Провидение», «Цена головы» ) в 1931: Сименон отдал их в издательство «Файар» под своей настоящей фамилией.
В 1930-е годы, уже будучи знаменитым писателем, он принимал участие в расследовании самых громких дел как репортер и нередко выезжал на вызовы с оперативной полицейской бригадой. В 1937 в газете «Пари суар» печаталась серия его очерков «Срочная полицейская помощь, или Новые парижские тайны». Многие факты, изложенные в этих репортажах, лягут в основу будущих романов - не только детективных, но и социально-политических. Сименон всегда мечтал о «настоящей» литературе и считал свою деятельность тех лет неким подготовительным этапом. Обуреваемый желанием «прожить все возможные жизни» и все познать, он посетил Африку (1932), Восточную Европу (1933), страны Средиземноморья (1934), а затем совершил кругосветное путешествие (1935), Результатом этих поездок стали книги репортажей «Час негра» (1932), «Европа в 1933 году» (1933), «Опись Франции» (1934), а также романы «Дом на канале» (1933), «Лунный удар» (1933), «Негритянский квартал» (1935), «Белый человек в очках» (1937), «Банановый турист» (1938) и другие. Издав восемнадцать книг о Мегрэ, Сименон решил, что ему пора переходить к «высокой» литературе. Покинув издательство Файар, он перешел в Галлимар, где появились его «настоящие» романы («Семья Питар», 1935; «Неизвестные в доме», 1940; «Вдова Кудерк», 1942 и другие), однако Мегрэ недолго оставался в небрежении и в 1942 вновь явился читателям. После войны Сименон, которого многие упрекали за сотрудничество с вишистским правительством (см. ВИШИ (правительство Петена)), перебрался из Франции в Соединенные Штаты. Американские впечатления легли в основу его новых романов: «Трехкомнатная квартира с видом на Манхэттен» (1946), «Потерявшаяся кобыла» (1948), «Дно бутылки» (1949) и другие. Проведя в Америке десять лет, Сименон вернулся в Европу и поселился в Швейцарии, где продолжал интенсивно работать, причем книги о Мегрэ по-прежнему чередовались с «трудными» романами, такими как «Поезд» (1961), «Маленький святой» (1965) и другие. В 1973 Сименон объявил, что прекращает писать романы, и обратился к автобиографической прозе, которой отдавал дань и ранее («Я вспоминаю», 1945; «Происхождение», 1948). В последние годы жизни он издал «Письмо к моей матери» (1974), громадную серию воспоминаний «Я диктую» (т.1-21, 1975-81) и - после самоубийства любимой дочери - «Сокровенные мемуары» (1981).
Любимый персонаж
Сименон-писатель отличался необыкновенной плодовитостью, которую целеустремленно вырабатывал, подчинив себя строжайшей творческой дисциплине. В периоды наибольшей продуктивности он сочинял роман примерно за неделю, и язвительные коллеги дали ему прозвище «Ситроен от литературы». Его перу принадлежат 380 книг, множество рассказов, очерков и статей. Романы принято делить на два цикла: комиссара Мегрэ и социально-психологических, названных самим писателем «трудными». Сам он считал, что именно «трудные» романы составляют основу его творчества, но читатели в большинстве своем отдают решительное предпочтение знаменитому детективу. В этом образе писатель воплотил мечту «маленького человека» о мудром и справедливом защитнике. О том, как создавался этот персонаж, рассказывается в романе «Записки Мегрэ» (1950). С детских лет Сименон часто представлял себе врачей, «которые были бы одновременно целителями тела и духа, иначе говоря, о врачах, которые знали о больном все - его возраст, физическое состояние, нравственные возможности; такие врачи могли бы посоветовать человеку, какой путь ему лучше избрать в жизни. Это было в 1917. Вот таким я и задумал Мегрэ. Именно этим и занимается Мегрэ, и поэтому необходимо было, чтобы он 2-3 года проучился на медицинском факультете: ведь он должен обладать в какой-то степени медицинским подходом к людям». Сименон подчеркивал, что его Мегрэ отнюдь не обладает мощным аналитическим умом, подобно гениальным сыщикам Конан Дойля (см. ДОЙЛ Артур Конан), Агаты Кристи (см. КРИСТИ Агата) или Рекса Стаута (см. СТАУТ Рекс). Французский комиссар - «рядовой человек с незаконченным образованием, среднего культурного уровня», и руководствуется он, прежде всего, здравым смыслом. Кроме того, Мегрэ наделен редким даром перевоплощения, умением «влезть в шкуру» другого. Его цель - не только раскрыть запутанное дело и задержать преступника. Он стремится предотвратить несчастье, удержать человека от преступления. Нередко Мегрэ оказывается в ситуации, где ему грозят неприятности по службе, но ничто и никто не может заставить его поступиться принципами, пойти на сделку с совестью. Сименон постепенно расширял поле деятельности своего героя. Мегрэ начинал в бедных предместьях, провинциальных городках, рабочих поселках. Затем он попадает в зажиточные кварталы , высший свет и даже правительственные сферы («Мегрэ у министра», 1954). В 1966 в Делфзейле - городе, где Мегрэ «родился» - ему воздвигли статую.