м.
1. Совет аристократов и старейшин в Иерусалиме в III - I вв. до н.э. (после установления Римского господства - верховный суд Иудеи).
2. перен.
Собрание, совет, судилище (обычно с оттенком ироничности или шутливости).
м.
1. Совет аристократов и старейшин в Иерусалиме в III - I вв. до н.э. (после установления Римского господства - верховный суд Иудеи).
2. перен.
Собрание, совет, судилище (обычно с оттенком ироничности или шутливости).
СИНЕДРИО́Н, синедриона, муж. (греч. synedrion). Совет старейшин в древней Иудеи, до падения Иерусалима выполнявший функции не только высшего религиозного учреждения у евреев, но и правительственного и судебного.
|| перен. Собрание, сборище (шутл. устар.). «Вся компания - синедрион дуралеев.» Дружинин.
-а, м.
Совет старейшин, высшее государственное учреждение с политическими и судебными функциями в древней Иудее.
|| перен. ирон., шутл.
Совещание, судилище.
Премудрый университетский синедрион порол дичь. Белинский, Письмо Н. В. Станкевичу, 2 окт. 1839.
Едва не забыл сообщить приятную новость. 5-го марта я был в синедрионе, сиречь судился у мирового, и присужден к уплате 50 руб. Чехов, Письмо Н. А. Лейкину, 8 марта 1866.
[греч. συνέδριον]
СИНЕДРИОН (греч. synedrion - "собрание", "совещание"; древнеевр. "санхедрин"), трибунал или коллегиальный судебный орган в древней Иудее. Термин использовался прежде всего в отношении верховного суда в Иерусалиме, а также судов низшей инстанции. Один из трактатов в Мишне, касающийся главным образом судебных вопросов, называется Санхедрин. Сообщения о характере и деятельности синедриона, встречающиеся в раввинистической литературе, расходятся с сообщениями у Иосифа Флавия и в Новом Завете. Это породило гипотезу, что в Иерусалиме одновременно действовали два высших судебных органа. Тот, что фигурирует у Флавия и в Новом Завете, являлся государственным судом, а другой, упоминаемый в раввинистической литературе как "санхедрин гедола" ("Великий синедрион"), был чисто религиозным судом и состоял из 71 человека. Это отчасти подтверждается сообщением Флавия, что в 57 до н.э. римский наместник Сирии разделил Палестину на пять областей, в каждой из которых был учрежден свой синедрион, в чьей компетенции находились политические, уголовные и гражданские дела. Иерусалим, где уже был синедрион, стал местом пребывания одного из пяти судов. В политической сфере синедриону предшествовал судебный орган, который назывался "герусия" (греч. "совет старейшин"). Герусия созывалась первосвященником или царем и заседала в одном из помещений Храма. При римском правлении еврейские суды лишились права выносить смертные приговоры. В Талмуде происхождение синедриона традиционно возводится к Моисею, назначившему 70 старейшин, чтобы они помогли ему управлять народом. Исторически, однако, этот институт не может восходить к периоду ранее Второго храма. Поначалу советы, состоявшие из уважаемых людей, созывались для обсуждения важных вопросов, касавшихся религиозной жизни общины. В еврейской литературе члены этих советов называются "мужами Великого собрания". Отсюда произошел постоянно действовавший синедрион. Первоначально членами синедриона являлись известные священники (жрецы). Постепенно многих вытеснили ученые-фарисеи. Йоханан Гиркан (ум. 104 до н.э.), правитель Иудеи, изгнал фарисеев из синедриона и сформировал т.н. саддукейский синедрион. Впоследствии к власти вновь пришли фарисеи. После разрушения иерусалимского Храма в 70 Великий синедрион был переведен в город Ямнию (Явне) и затем несколько раз менял свое местонахождение. Синедрион в Ямнии состоял их 71 члена, включая председателя. К претендентам на место в суде предъявлялся ряд требований, перечисленных в раввинистических источниках: ученость, скромность, мужество, обаяние и знание иностранных языков. Этот синедрион прекратил свое существование после 4 в. н.э. 9 февраля 1807 Наполеон Бонапарт созвал собрание, состоящее из 71 ученого, примерно две трети которых составляли раввины и треть - миряне. Это собрание получило название Французского синедриона. Его целью было определение статуса евреев как граждан страны. Когда синедрион выполнил свою задачу, он был распущен.
высшее судилище у древних евреев; собрание иудейских старейшин. Состоял из 72 членов (2 Пар. 19 гл.).
синедрион (иноск.) - собрание влиятельных людей
Ср. В углу залы и недалеко от двери, на самом пути отступления, стояла и гневно сверкала глазами группа человек в двадцать... Две или три дамы злого вида только что выпорхнули из этого синедриона.
Дружинин. Новые заметки туриста. 9.
Ср. Ну какой ты директор (коммерческого предприятия), да и вся компания - синедрион дуралеев.
Дружинин. Увеселительно-философские очерки. 1.
Ср. Первосвященник, и которые с ним, пришедши, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых.
Деян. 5. 21.
В прямом смысле синедрион - высшее судилище у древних евреев; собрание еврейских старейшин, нарочно созванных.
Ср. συνεδρεύοντες - греческие судьи в Амфиктионовом судилище (συνέδριον - Амфиктионово совещательное собрание).
Ср. εδος - сидение, εδράζω, εδραιόω - сажаю, утверждаю.
См. группа.
См. компания.
См. ареопаг.
См. синклит.
синедрио́н, синедрио́ны, синедрио́на, синедрио́нов, синедрио́ну, синедрио́нам, синедрио́ном, синедрио́нами, синедрио́не, синедрио́нах
см. суд 1
СИНЕДРИОН (греч. synedrion, от syn - вместе, и hedra - седалище). У евреев заседания, собрания совета; народные судилища, бывшие во всех городах, в особенности синедрион великий в Иерусалиме.
- Верховный суд Иудеи.
- В Библии - верховное судилище Иудеев, состоявшее из 72-х членов под председательством первосвященника.
- Совет, приговоривший к распятию Иисуса Христа.