Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

сказания об иконе владимирской богоматери

Гуманитарный словарь

СКАЗА́НИЯ ОБ ИКО́НЕ ВЛАДИ́МИРСКОЙ БОГОМА́ТЕРИ - цикл пам. 12-13 вв., посвященных ист. иконы Владимирской Богоматери. Икона визант. происхождения была вывезена Андреем Боголюбским из Вышгорода в Суздальскую землю в 1155 и стала гл. святыней княжества. Первые рассказы о чудесах иконы - "Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 г." и "Слово вел. кн. Андрея о милости Божией" вошли в состав "Сказания о чудесах иконы Богоматери", очевидно, в кон. 15 в. Чудеса 12 в. связаны с проявлением воли Богородицы, не пожелавшей, чтобы ее икона была привезена в Ростов, и избравшей Владимир местом своего пребывания. С ним связан рассказ о явлении Богородицы Андрею во сне, сохранившийся в летописи Боголюбского мон. 18 в. Сохранилась и икона, изображающая это событие. 26 авг. 1395 "Владимирская Богоматерь" была торжественно перенесена в Москву митр. Киприаном. В этот день Тимур повернул со своими войсками, немного не дойдя до столицы. В соответствии с традицией 12 в., приписывавшей военные победы помощи Богоматери, отход Тимура был связан с появлением иконы в Москве. Так говорится в "Повести о Темир-Аксаке", входившей в состав летописей и встречающейся в отд. списках. Она возникла не позднее 40-х гг. 15 в. и первонач., очевидно, была написана для летописного свода (по инициативе митр. Фотия в 1418-23, по мнению А. А. Шахматова). Не до конца ясно, какая редакция "Повести" является первоначальной. Находившаяся под влиянием более ранних лит. произв. "Повесть" сама оказала существенное воздействие на последующую лит-ру. В 16 в. создается "Сказание об иконе Богоматери Владимирской", в основу к-рого была положена "Повесть". В нем автор развивает прежние идеи о божественном покровительстве рус. гос-ва и особо выделяет идею визант. наследия, акцентируя внимание на том факте, что икона была перенесена в Киевскую Русь из Царьграда. "Сказание" сохранилось в составе "Степенной книги", Никоновской летописи и в отдельных списках 16-19 вв. Визант. икона Богоматери-Одигитрии, привезенная в Киев вместе с "Владимирской Богоматерью", попала в 14 в. в Польшу, где также стала национальной святыней (Ченстоховская Богоматерь).

Изд. и лит.: Ключевский В. О. Сказание о чудесах Владимирской Богоматери. СПб., 1878; Летопись Боголюбова монастыря с 1158 по 1770. // чтения в Об-ве истории и древностей российских. 1878. Кн. 1; Повесть о Темир-Аксаке // Памятники литературы Древней Руси, XIV - сер. XV в. М., 1981; Полн. собр. рус. летописей. М., 1965. Т. 2; Воронин Н. Н. Из истории русско-византийской борьбы XII в. // Визант. временник. М., 1965. Т. 26.

Полезные сервисы