Скиннер Бэррес Фредерик
(Skinner, Burrhus Frederic) (1904-90), амер. психолог, автор концепции оперантного научения. Будучи наиб, последовательным сторонником бихевиоризма Уотсона, С. полагал, что поведение контролируется подкреплением (поощрением и наказанием), но в отличие от Уотсона никогда не отрицал роли наследственности. Его открытия легли в основу бихевиоральной терапии и бихевиоральной модификации, к-рые применяются, напр., для коррекции поведения и поощрения нового поведения у умственно отсталых и трудных детей. С. создал оригинальный исследовательский прибор - ящик Скиннера, позволявший успешно следить за обучением (научением) крыс или голубей. В ящике простая реакция, напр., клевок или нажатие, вознаграждается пищей или питьем. Режим подкрепления бывает разным, напр., вознаграждение за каждые десять нажатий (фиксированный коэф. подкрепления). Разные режимы приводят к разной скорости научения и затухания, т.е. постепенного прекращения реакции, когда вознаграждение не выдается. Нерегулярное подкрепление на произвольной основе вызывает наиб. длительную реакцию у невознагражденного животного. С. сравнил это с поведением людей, играющих с игровым автоматом. В кн. Поведение организмов (1938) он дает отчет об экспериментах с обусловливанием, подтверждающих приобретение новых реакций. После 2-й мировой войны С. исследовал создание путем научения сложных бихевиоральных реакций. Его гл. задача состояла в том, чтобы продемонстрировать, как осн. принципы научения в социализации, образовании и бихевиоральной терапии объясняют и определяют все формы поведения человека.