пристать, прилипнуть
Навязчиво, назойливо.
Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) постоянно и надоедливо обращается с просьбами, требованиями, придирками, издёвками к другому лицу, к другой группе лиц (Y), а также неотступно их преследует и непрерывно пытается завладеть их вниманием. Преимущественно о мужчинах. Говорится с неодобрением. неформ. ✦ Х пристал к Y-у как банный лист.
неизм.
Обычно с глаголами сов. в.
В роли обст.
Порядок слов-компонентов нефиксир.
- Ну, Митька пристал, как лист банный. "Зайдём, говорит, в барак, зайдём, посмотришь, как живу". Ну, шут с тобой думаю, зайдём. А.Чаковский, Год жизни.- А там пристал ко мне мужик один. Его все Битым называли. Пристал как банный лист - давай, говорит, сюда деньги, а то прямо здесь тебя пристрелю. Пистолетом угрожал. А. Таманцев, Закон подлости.
Увязался на закрытый просмотр чистовой копии, увидел тебя, обомлел и пристал как банный лист - познакомь да познакомь. Вот и знакомлю. Д. Вересов, Полёт ворона.
В полдень дневальный по роте Карасёв тормошит нас: - Подъём! Обед проспите! Голос у него зычный, громкий. - Как банный лист пристал, - недовольно бормочет Лыков. Н. Пустынцев, Сквозь свинцовую вьюгу.
- Потешь, расскажи, голубок, как ты её уважил! - Что пристал как банный лист к одному месту? М. Алексеев, Вишнёвый омут.
Влад перевёл дух. "Маньяки какие-то. Прилипли, как банный лист. И ведь неспроста. Так плотно обкладывают только преступников, за головы которых обещано крупное вознаграждение, или особо опасных свидетелей... Но свидетелей чего?" Д.Черкасов, Ночь над Сербией.
Клаве с самого начала не надо было обращать на него внимания, однако он прилипал, как банный лист. В.Чивилихин, Про Клаву Иванову.
- Ты что, Свят? - спросил Виталий, самый молодой из программистов. - У тебя от злости аж глаза посветлели! - Да ладно, чего вы? - нервно ответил Святослав, садясь. - Достала она меня. Прилипла, словно лист банный. Д. Казаков, Стать человеком.
Старшина вновь пошёл к коменданту. - Товарищ полковник, этот американец пристал точно банный лист, говорит, у него важное, неотложное дело. - Некогда мне возиться с ним! - ответил комендант. (Реч.)
культурологический комментарий:
фразеол. восходит к древнейшей мифологической форме осознания мира - анимистической, т. е. олицетворяющей неживое: в основе создания образа лежит аналогия "растение - человек". В основе образа фразеол. лежат также древнейшие архетипические оппозиции "свой - чужой", "мужчина - женщина".
Компонент фразеол. банный (от баня "помещение, где моются и парятся") соотносится с архитектурно-домостроительным кодом культуры, а компонент лист - с растительным.
Образ фразеол. создаётся конструкцией сравнения, основанной на сопоставлении листа, который, отрываясь от банного веника, плотно прилипает к мокрому телу, и надоедливого, навязчивого человека.
В образе фразеол. дошли до нас представления о традициях русской бани, уходящих корнями в далёкую древность. Баня на Руси имела особое значение. Византийский историк Прокопий Кесарийский (VI в.) писал, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали в день рождения, перед свадьбой и после смерти; русские воины, известные своей храбростью, перед решающим сражением обязательно шли в баню. Ритуал очищения был доступен всем - от мала до велика, невзирая на сословные и другие различия. Русская баня - это, прежде всего, паровая баня, неотъемлемым атрибутом и символом которой является берёзовый или дубовый веник. По народной пословице, веник в бане всем господин. В летописях X-XIII вв. о русской бане упоминалось также и то, что в Древней Руси побеждённые племена даже платили дань берёзовыми вениками. Один из важных этапов банного обряда - хлестание, битьё тела распаренными вениками, после чего на нём остаются листочки, которые настолько крепко пристают, прилипают к телу, что от них трудно и не сразу можно избавиться. Отсюда в образе фразеол. формируется представление о назойливости и навязчивости.
Образ фразеол. отображает стереотипное представление о нарушении поведенческого этикета: слишком настойчивое и неотступное обращение, приставание к кому-л. вызывает раздражение и нежелание иметь дело и общаться с тем, кто пристаёт, а также осуждается и воспринимается как наглое, нахальное поведение. Образ фразеол. связан также с представлением о назойливом поведении мужчины, стремящегося добиться расположения понравившейся ему женщины, докучающего ей своим беспрестанным вниманием, в результате чего он становиться для неё неприятным, противным и невыносимым.
фразеол. в целом выступает в роли эталона слишком навязчивой, надоедливой манеры поведения.
автор:
И. В. Зыкова