Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
Недавно искали
словообразовательное (деривационное) значение производного
Лингвистические термины
словообразовательное (деривационное) значение производного - по Н.А. Николиной
Обобщенное значение, присущее производным словам одной словообразовательной структуры - тот семантический компонент, которым производное отличается от мотивирующей единицы. Словообразовательное значение конкретнее грамматического, но имеет более абстрактный и регулярный характер, чем лексическое.
Морфемика и словообразоние
по Н.А. Николиной. Обобщенное значение, присущее производным словам одной словообразовательной структуры - тот семантический компонент, которым производное отличается от мотивирующей единицы. Словообразовательное значение конкретнее грамматического, но имеет более абстрактный и регулярный характер, чем лексическое.
Объединение производных, включающее в свой состав:
1) словообразовательные цепи;
2) словообразовательные парадигмы.
Приведем фрагмент гнезда с вершиной петь:
петь певец
запеть → запевать → запевала
допеть
пропеть
Здесь представлены и словообразовательная цепь, и словообразовательная парадигма
В основе гнезда - вершина, представленная непроизводной единицей, которая служит базой для образования производных.
Словообразовательные гнезда отличаются по объему:
1) нулевое гнездо, представленное одним словом: ажур - произведение бухгалт. записей;
2) слаборазвернутое гнездо, включающее вершину и одно производное: майонез - майонезный;
3) сильноразвернутое гнездо, включающее три и более слов.
Морфемика и словообразоние
Объединение производных, включающее в свой состав:
1) словообразовательные цепи;
2) словообразовательные парадигмы.
Приведем фрагмент гнезда с вершиной петь: петь → (певец, запеть - запевать - запевала, допеть, пропеть). Здесь представлены и словообразовательная цепь, и словообразовательная парадигма. В основе гнезда - вершина, представленная непроизводной единицей, которая служит базой для образования производных.
Словообразовательные гнезда отличаются по объему:
1) нулевое гнездо, представленное одним словом: ажур - произведение бухгалт. записей;
2) слаборазвернутое гнездо, включающее вершину и одно производное: майонез - майонезный;
3) сильноразвернутое гнездо, включающее три и более слов.
Языковое значение, представленное в словообразовательном типе. Оно характерно для всех производных, которыми задан словообразовательный тип. С.з. инвариантно. Так, существительные с суффиксом -ист, образованные от существительных, объединены инвариантным значением "лицо по отношению к предмету, названному мотивирующим словом". Инвариантное значение может модифицироваться то как "лицо по сфере деятельности", то как "лицо по отношению к объекту изучения" и т.п. Подобные варианты в учебной литературе называются частными словообразовательными значениями, в отличие от общего - инвариантного значения.
Морфемика и словообразоние
1. Значение словообразовательного типа.
2. Словообразовательное значение морфемы - общее типовое значение, извлеченное из ряда частных словообразовательных значений, близких по структуре слов.
- Тип языкового значения, представленный в словообразовательном типе. Оно характерно для всех производных, которыми задан словообразовательный тип. С.з. инвариантно. Так, существительные с суффиксом -ист, образованные от существительных, объединены инвариантным значением «лицо по отношению к предмету, названному мотивирующим словом». Инвариантное значение может модифицироваться то как «лицо по сфере деятельности», то как «лицо по отношению к объекту изучения» и т.п. Подобные варианты в учебной литературе называются частными словообразовательными значениями, в отличие от общего - инвариантного значения.