Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

сокуров ал-др ник

Гуманитарный словарь

СОКУ́РОВ Ал-др Ник. (род. 1951) - кинорежиссер. В 1973 окончил ист. ф-т Горьковского ун-та и поступил во ВГИК (мастерская режиссеров науч.-поп. кино, рук. А. М. Згуриди), во время учебы в к-ром поставил док. фильм на горьковском телевидении. Окончил ВГИК в 1978. Дипломная работа - ф. "Одинокий голос человека" (по мотивам рассказа А. Платонова "Река Потудань") на "Ленфильме" (1978). С тех пор работает одноврем. на "Ленфильме" и на Ленингр. студии док. фильмов (ЛСДФ).

В кон. 1970-х гг. оригинальная, своеобразная творч. манера С. не была понята начальством "Ленфильма" и в Госкино, ф. "Одинокий голос человека" не допустили в прокат. Тяжелым было прохождение через бюрократич. преграды и следующего ф. С. - "Скорбное бесчувствие" (1983), представляющего собой авторскую интерпретацию пьесы Б. Шоу "Дом, где разбиваются сердца". Неоконч. ф. был обвинен в формализме, работу над ним пришлось прекратить. Тогда же не вышли на экран док. ф. С. "И ничего больше" ("Союзники", 1982) и "Жертва вечерняя" (1984). Все они вышли на экран только после 1985.

В 80-90-х гг. С. продолжает работать в игровом и док. кино. В его худ. лентах часто используется метод док. съемок, а док. фильмы отличаются необычными для этого вида кинолиризмом, недаром мн. док. ф. С. называются "элегиями".

Фильм "Элегия" (1986) - рассказ о годах эмиграции Ф. Шаляпина - вырастает в грустное размышление о судьбе русских за границей.

На творчество С. несомненное влияние оказал кинематограф А. Тарковского (о нем - фильм-воспоминание С. "Московская элегия", 1987). Очевидна глубинная связь ф. Тарковского "Сталкер" с ф. С. "Дни затмения" (1988). Оба реж., оттолкнувшись от фантастич. пов. бр. Стругацких, обратились в своих ф. к филос. и религ. проблемам.

Почти все ф. С. - экранизации лит. произв., к-рые, однако, иногда являются только стимулом для творч. воображения реж. Так, ф. "Спаси и сохрани" (1989, пр. ФИПРЕССИ на 13-м МКФ в Монреале) - это вольное, расширит. и соврем. толкование ром. Флобера "Мадам Бовари". В кон. 1980-х - нач. 90-х гг. С. поставил на ЛСДФ ряд полит. док. фильмов: "Простая элегия" (1990) - рассказ о Литве и Ландсбергисе, "К событиям в Закавказье" (1990) и два док. фильма о Борисе Ельцине: "Советская элегия" (1989) и "Пример интонации" (1991).

С. работает с начинающими реж., возглавляя на "Ленфильме" мастерскую "первого фильма".

Среди др. фильмов: "Соната для Гитлера" (1979), "Мария" (1988), "Круг второй" (1990), "Камень", "Тихие страницы" (1993), "Духовные голоса" (1995), "Мать и сын" (1997).

Лит.: Одинокий голос человека: Беседа с А. Сокуровым / Зап. И. Морозова // Огонек. 1989. № 31; Я снимаю фильмы с доверием к зрителю.: Беседа с А. Сокуровым / Зап. Э. Лындина // Театр. 1990. № 11; Листов В. Документальный Сокуров // Искусство кино. 1991. № 9.

Полезные сервисы