ср.
1. процесс действия по гл. спасти, спастись
2. Возможность спасти, спастись; выход из опасного, затруднительного положения.
3. То, что или тот, кто спасает, избавляет от чего-либо.
ср.
1. процесс действия по гл. спасти, спастись
2. Возможность спасти, спастись; выход из опасного, затруднительного положения.
3. То, что или тот, кто спасает, избавляет от чего-либо.
СПАСЕ́НИЕ - сущ., с., употр. часто
Морфология: (нет) чего? спасе́ния, чему? спасе́нию, (вижу) что? спасе́ние, чем? спасе́нием, о чём? о спасе́нии
1. Спасением называются действия по перемещению людей, ценностей из зоны стихийного бедствия, техногенной катастрофы и т. п.
Спасение имущества от огня. | Шансы на спасение. | Работать в зоне спасения. | Для разведки затопленного района и спасения людей привлекаются также и вертолёты.
2. Спасением называют выход из опасного, затруднительного положения.
Спасение пришло неожиданно. | Русские культурные люди пробовали обратиться к католичеству и в нём искать спасения.
3. Спасением называют деятельность по предотвращению угрозы уничтожения, исчезновения, смерти кого-либо, повреждения чего-либо.
Разработать план спасения. | Спасение от голода, от болезни. | Одна из мер спасения малых народностей от деградации может заключаться в создании образовательных программ.
4. Спасением души называют соблюдение христианских заповедей, высоконравственную жизнь.
Спасение души через покаяние. | Важны ли добрые дела наши в деле спасения?
5. Армией Спасения называют христианскую благотворительную организацию.
В Санкт-Петербург приехал хор Армии Спасения из Австралии.
6. Если от чего-либо спасения нет, то это означает, что с чем-либо невозможно бороться.
От мышей спасения нет.
СПАСЕ́НИЕ, спасения, мн. нет, ср.
1. Действие по гл. спасти. Спасение утопающих. Спасение имущества от огня. Спасение души (см. спасти во 2 знач.; рел.).
2. Избавление от опасности; способ спастись, найти избавление от опасности. «Убийца хладнокровно навел удар. Спасенья нет.» Лермонтов. «Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности.» Белинский.
СПАСЕ́НИЕ, -я, ср.
1. см. спасти, -сь.
2. Избавление от опасности, несчастья. С. пришло неожиданно. Ложь во с. (оправданная необходимостью, с благой целью; книжн.).
Спасенья нет от кого (чего) (разг. неод.) о том, кого (чего) очень много; некуда деваться от кого-чего-н. Спасенья нет от курильщиков, от табачного дыму.
СПАСЕ́НИЕ, -я, ср
Религиозный догмат, согласно которому человеческая душа достигает состояния свободы от греха и обретает вечное блаженство путем соблюдения религиозных заповедей, покаяния, смирения и послушания.
Кто ищет спасения, идет ко Христу, кто не ищет спасения, живет обманом (свящ. Д. Дудко).
СПАСЕ́НИЕ, СПАСЕ́НЬЕ, -я; ср.
1. к Спасти́ и Спасти́сь. С. имущества от огня. Медаль за с. утопающих. Найти убежище для спасения от грозы.
2. То, что спасает, избавляет от чего-л.; выход из опасного, затруднительного положения. С. пришло неожиданно.
◊ Спасе́ния нет. 1. (от кого-чего). Не избавиться, не спастись. От мышей спасения нет. -2. Об очень сильном проявлении чего-л.; очень сильно. Пить хочется - спасенья нет. Танцевать она любила - спасенья нет!
* * *
спасе́ние - в религиозном мировоззрении состояние человека, характеризующееся избавлением от зла - греха, страдания, смерти. Противопоставление грехопадения (понимаемого либо как вина перед личным Богом, либо как неразумное вхождение личной или мировой души в круговорот материального бытия) и спасение определяет внутренний строй теистических религий (иудаизма, христианства, ислама), а также восточных вероучений типа зороастризма, манихейства, буддизма и т. п. Все эти религии иногда называют религиями спасения.
-я, ср.
1. Действие по знач. глаг. спасти и спастись.
Спасение утопающих.
||
Возможность спастись, избавиться от чего-л. (неприятного, мешающего).
От жары не было спасенья. Ильф и Петров, Двенадцать стульев.
2. О том, что (или кто) спасает, избавляет от чего-л.
- Нелли, ангел! - сказал я, - хочешь ли ты быть нашим спасением? Хочешь ли спасти всех нас? Достоевский, Униженные и оскорбленные.
Деревня есть спасение от всех городских неприятностей. Л. Толстой, Анна Каренина.
◊
спасения нет
невозможно преодолеть или терпеть что-л.
- Пить хочется - спасенья нет. Сартаков, Не отдавай королеву.
СПАСЕ́НИЕ - в религ. мировоззрении предельно желательное состояние человека, характеризующееся избавлением от зла - как морального ("порабощенности греху" - Рим. 7:14), так и физич. (страдания и самой смерти). С. является конечной целью религ. усилий человека и высшим даром со стороны Бога. Богословская наука, изучающая историю и конкретные условия человеч. С., именуется "сотериологией". Реальным содержанием идея С. наполнена в тех религиях, в к-рых она активно противопоставлена грехопадению, являясь в идеале его полным преодолением. С. определяет внутренний строй христианства, иудаизма и, в гораздо меньшей степени, ислама, а также вост. вероучений - зороастризма, манихейства, буддизма, называемых поэтому "религиями С.", в отличие от язычества, где идея С. присутствует в зачаточном виде. Идея С. в ветхозаветном иудаизме сначала вещественна: освобождение от египетского рабства (13 в. до н. э.), возвращение из Вавилонского плена (538 до н. э.), долголетие, многодетность и удача. Одновременно нарастают нравственные условия С.: это "мир" и "справедливость" (Ис 2, 9 и сл.). Поскольку С. целостно и обнимает все бытие человека, оно не может ограничиться лишь сферой земной жизни, но требует веры в загробную жизнь и Воскресение, веры в "будущий мир", где оно завершится. Эту веру выражают библейские авторы 2 в. до н. э. (Дан 12:2-3; 2 Макк 7:9 сл.; 14:16). Такое целостное С. - свободный дар Бога, к-рый (в Своей единственности) является не просто Богом, могущим иногда сообщить кому-либо С., но он Сам по Своей сущности - "Спаситель" для верующих в него (Пс 26:1-2; 50:16; 78:9; Сир 51:1). Всеобъемлющее С. не могло быть достигнуто в истории древнего ("ветхого") союза-завета, заключенного Богом с одним народом и имевшего характер временный и подготовительный: при наступлении "полноты времен" (Гал 4:4) он сменяется новым союзом со всем человечеством и на все времена. Ранее Бог подготавливал и через пророков возвещал, теперь же совершил спасительное для всех воплощение Своего Сына ("Она родит сына, и ты назовешь Его Иисусом, потому что он спасет свой народ от грехов" - Мф 1:21). Неудивительно, что синонимом его личного имени Иисус (греч. Передача евр. Йешуа - "Бог спасает") и как бы вторым именем становится слово Спаситель (греч. Σωτήρ, слав. Спасъ). Православное богословие рассматривает приход Бога в мир людей как искупительное средство врачевания от пагубных последствий грехопадения. "Если кто-либо из неверных вопросит тебя: "Для чего был распят Христос?", - то ответь ему: "Дабы распять диавола". А если скажет тебе: "Зачем Господь был повешен на древе?", - то скажи: "Дабы изгнать грех, проникший в рай через древо. Человеколюбец Иисус восхотел уврачевать Свое создание и для нас претерпеть все, дабы избавить нас от осуждения"" (Св. Иоанн Златоуст. Беседа на тридневное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа // Творения. Пг., 1916. Т. 6, кн. 1. С. 61). Своими собств. силами человек не мог преодолеть глубочайшее отчуждение от Бога, ибо страшный удар (грехопадение) расколол его естество сверху донизу, от высшего сознания до телесной природы. Сохранив в себе, как основу своего существа, образ Божий, человек утратил способность осуществить в себе подобие Божие. Поразившая человечество болезнь оказалась смертельной: накапливающееся в мире зло вело его к окончательной гибели. Теперь исцеление и спасение зараженных грехом потомков Адама означало по существу новое творение человека. Оно совершилось через крестный подвиг Сына Божия, восприявшего всю полноту психофизической природы человека и ставшего "Вторым Адамом", имевшим силы восстановить в первоначальном достоинстве природу "Первого Адама" (т. е. всего человечества). Умерев плотью, Он умертвил с Собой и всю ветхозаветную (смертельно больную) человеч. природу. Воскреснув затем в той же реальной плоти (Лк 24:39), Он совоскресил с собой к новой жизни и всю человеч. природу, сообщив ей потенциальную способность к просветлению и обожению. После вознесения Иисуса Христа новая человеч. природа (через нерасторжимую связь со Вторым Лицом Св. Троицы) оказывается воспринятой в глубины внутрибожественной жизни. "Человека, который был ниже камней, Христос поставил выше ангелов, архангелов, престолов, господств" (Св. Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Колоссянам, 5). Перспектива человеч. участи уходит вверх и в бесконечность, к-рая есть Бог: "Возлюбленные! Мы теперь дети Божьи; но еще не открылось, что будем" (1 Ин 3:1). Этот положит. аспект идеи С. лежит в основе динамичной христианской цивилизации, стремящейся создать предельно возможные условия для свободного развития постоянно совершенствующихся социальных институтов и конкретной личности и в конечном итоге определяет собой понятие "прогресса". Напротив, при отрицат. понимании С. (в буддизме) из его идеи элиминируется все телесное и позитивное, и оно достигается через освобождение от мира и от жизни в целом, преодоление естеств. человеч. желаний и привязанностей, завершаясь полным "угасанием" ("нирваной"). Радикальной противоположностью библейской идеи спасения выступает в новоевропейскую эпоху социальная и техническая утопия, ставящая на место даруемого Богом потустороннего мира посюстороннее "светлое будущее", именно поэтому планируемое в кратчайшие сроки. При этом перенимается и имитируется культовая символика, в к-рой традиционно воплощается религ. идея С. В первую очередь это относится к тоталитарным утопиям 20 в., в центре к-рых стоит образ "вождя", окруженного псевдомистическим ореолом носителя С. (маниакальное притязание на "единственно верное" учение, "чудесные" способности во всех областях человеч. знания). Попытки их практического осуществления сопровождались небывалыми в мировой истории жертвами и культурными утратами, а также закономерным стремлением уничтожить (вместе с ее носителями) саму идею религиозного С., перед лицом к-рого утопические планы "С." ясно обнаруживают свою глубинную пародийность и трагикомическую сущность.
Лит.: Сергий (Старогородский), архиеп. Православное учение о Спасении. 4-е изд. СПб., 1910; Булгаков С. Свет невечерний. М., 1917. С. 334-349, 410-417; Михаил (Мудьюгин), еп. Спасение и оправдание: (Опыт краткого раскрытия православной субъективной сотериологии) // Богосл. тр. М., 1971. Сб. 7. С. 231-239; Рубан Ю. Пасха: (Светлое Христово Воскресение). Л., 1991. С. 11-21; Каллист, еп. Диоклийский. Понимание Спасения в православной традиции // Страницы: Ж. Библейско-богосл. ин-та св. апостола Андрея. 1996. № 3. С. 17-37.
сущ. (греч. προστασία) - спасение; защита. (Исаии 46, 12).
СПАСЕНИЕ -
факт спасения, избавления человека. Термин может означать вполне конкретное избавление от опасности или беды. В более общем смысле означает вечное блаженство, уготованное нам в том случае, если мы спасемся от состояния греха и страданий, связанных с нашим телесным существованием. В философии спасение - это индивидуальное познание истины и связанное с таким знанием счастье (Спиноза). По религиозным представлениям, высшее блаженство, даруемое человеку Богом при соблюдении им божественных установлений. Характер этих установлений специфичен для каждой религии, а сами они изложены в Священном писании и Священном предании. В христианстве и исламе спасение означает обретение райского блаженства, в буддизме - достижение нирваны. В православии и католицизме спасение считается возможным только с помощью церкви; протестанты отрицают посредническую роль церкви и полагают, что для спасения достаточно глубокой личной веры. Церковное учение о спасении - сотериология (греч.-спасение) является важной составной частью богословия.
Спасение девятьсот одиннадцать. Жарг. мол. Шутл. 1. Литровая бутылка водки. 2. Автомашина медвытрезвителя. По названию американской телепередачи. Максимов, 399.
спасе́ние, спасе́ния, спасе́ний, спасе́нию, спасе́ниям, спасе́нием, спасе́ниями, спасе́нии, спасе́ниях
сущ., кол-во синонимов: 10
вызволение (3)
выручка (13)
выход (30)
защита (93)
избавление (14)
мукти (1)
самоспасание (1)
сохранение (30)
спасание (5)
сэйв (4)
искать спасения => модальность, стремление
клясться вечным спасением => использование
найти спасение => действие, объект, начало
пришло спасение => действие, субъект
спасение пришло => действие, субъект
- Дело рук самих утопающих.
- Избавление от опасности, несчастья.
- Работа «Службы 911».
- Задача МЧС.
- Повесть Стивена Кинга «Рита Хейворт и ... из Шоушенка».
Из романа (гл. 34) «Двенадцать стульев» (1928) советских писателей Ильи Ильфа (1897-1937) и Евгения Петрова (1903-1942). Текст лозунга, который был вывешен в зале клуба «Картонажник» города Васюки, где Остап Бендер давал местным любителям шахмат сеанс одновременной игры на 160 досках.
В оригинале: Дело помощи утопающим - дело рук самих утопающих.
Фраза представляет собой фактическую пародию на известные слова Карла Маркса, часто цитировавшиеся советской пропагандой тех лет: «Освобождение рабочих должно быть делом самих рабочих».
Иносказательно: решать свои проблемы каждый должен сам или вместе с товарищами по несчастью.
Разг. Экспрес. То же, что Спасу нет (в 3-м знач.).
Старательный и как будто понимающий был человек… А уж суетится, а уж галдит - нет спасения (Ю. Лаптев. Заря).
- Дивно табаку Тимофей летось насадил. Он посеял семена турецкого табаку. Пускай цветёт, сказал, девчонкам забава. А табак оказался - самодрал расейский. Крепкущий получился - спасенья нет (В. Астафьев. Последний поклон).