ср.
1. процесс действия по гл. спасти, спастись
2. Возможность спасти, спастись; выход из опасного, затруднительного положения.
3. То, что или тот, кто спасает, избавляет от чего-либо.
ср.
1. процесс действия по гл. спасти, спастись
2. Возможность спасти, спастись; выход из опасного, затруднительного положения.
3. То, что или тот, кто спасает, избавляет от чего-либо.
СПАСЕ́НИЕ - сущ., с., употр. часто
Морфология: (нет) чего? спасе́ния, чему? спасе́нию, (вижу) что? спасе́ние, чем? спасе́нием, о чём? о спасе́нии
1. Спасением называются действия по перемещению людей, ценностей из зоны стихийного бедствия, техногенной катастрофы и т. п.
Спасение имущества от огня. | Шансы на спасение. | Работать в зоне спасения. | Для разведки затопленного района и спасения людей привлекаются также и вертолёты.
2. Спасением называют выход из опасного, затруднительного положения.
Спасение пришло неожиданно. | Русские культурные люди пробовали обратиться к католичеству и в нём искать спасения.
3. Спасением называют деятельность по предотвращению угрозы уничтожения, исчезновения, смерти кого-либо, повреждения чего-либо.
Разработать план спасения. | Спасение от голода, от болезни. | Одна из мер спасения малых народностей от деградации может заключаться в создании образовательных программ.
4. Спасением души называют соблюдение христианских заповедей, высоконравственную жизнь.
Спасение души через покаяние. | Важны ли добрые дела наши в деле спасения?
5. Армией Спасения называют христианскую благотворительную организацию.
В Санкт-Петербург приехал хор Армии Спасения из Австралии.
6. Если от чего-либо спасения нет, то это означает, что с чем-либо невозможно бороться.
СПАСЕ́НИЕ, спасения, мн. нет, ср.
1. Действие по гл. спасти. Спасение утопающих. Спасение имущества от огня. Спасение души (см. спасти во 2 знач.; рел.).
2. Избавление от опасности; способ спастись, найти избавление от опасности. «Убийца хладнокровно навел удар. Спасенья нет.» Лермонтов. «Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности.» Белинский.
СПАСЕ́НИЕ, -я, ср.
1. см. спасти, -сь.
2. Избавление от опасности, несчастья. С. пришло неожиданно. Ложь во с. (оправданная необходимостью, с благой целью; книжн.).
Спасенья нет от кого (чего) (разг. неод.) о том, кого (чего) очень много; некуда деваться от кого-чего-н. Спасенья нет от курильщиков, от табачного дыму.
СПАСЕ́НИЕ, -я, ср
Религиозный догмат, согласно которому человеческая душа достигает состояния свободы от греха и обретает вечное блаженство путем соблюдения религиозных заповедей, покаяния, смирения и послушания.
Кто ищет спасения, идет ко Христу, кто не ищет спасения, живет обманом (свящ. Д. Дудко).
1. к Спасти́ и Спасти́сь. С. имущества от огня. Медаль за с. утопающих. Найти убежище для спасения от грозы.
2. То, что спасает, избавляет от чего-л.; выход из опасного, затруднительного положения. С. пришло неожиданно.
◊ Спасе́ния нет. 1. (от кого-чего). Не избавиться, не спастись. От мышей спасения нет. -2. Об очень сильном проявлении чего-л.; очень сильно. Пить хочется - спасенья нет. Танцевать она любила - спасенья нет!
* * *
спасе́ние - в религиозном мировоззрении состояние человека, характеризующееся избавлением от зла - греха, страдания, смерти. Противопоставление грехопадения (понимаемого либо как вина перед личным Богом, либо как неразумное вхождение личной или мировой души в круговорот материального бытия) и спасение определяет внутренний строй теистических религий (иудаизма, христианства, ислама), а также восточных вероучений типа зороастризма, манихейства, буддизма и т. п. Все эти религии иногда называют религиями спасения.
-я, ср.
1. Действие по знач. глаг. спасти и спастись.
||
Возможность спастись, избавиться от чего-л. (неприятного, мешающего).
От жары не было спасенья. Ильф и Петров, Двенадцать стульев.
2. О том, что (или кто) спасает, избавляет от чего-л.
- Нелли, ангел! - сказал я, - хочешь ли ты быть нашим спасением? Хочешь ли спасти всех нас? Достоевский, Униженные и оскорбленные.
Деревня есть спасение от всех городских неприятностей. Л. Толстой, Анна Каренина.
◊
невозможно преодолеть или терпеть что-л.
- Пить хочется - спасенья нет. Сартаков, Не отдавай королеву.
СПАСЕ́НИЕ - в религ. мировоззрении предельно желательное состояние человека, характеризующееся избавлением от зла - как морального ("порабощенности греху" - Рим. 7:14), так и физич. (страдания и самой смерти). С. является конечной целью религ. усилий человека и высшим даром со стороны Бога. Богословская наука, изучающая историю и конкретные условия человеч. С., именуется "сотериологией". Реальным содержанием идея С. наполнена в тех религиях, в к-рых она активно противопоставлена грехопадению, являясь в идеале его полным преодолением. С. определяет внутренний строй христианства, иудаизма и, в гораздо меньшей степени, ислама, а также вост. вероучений - зороастризма, манихейства, буддизма, называемых поэтому "религиями С.", в отличие от язычества, где идея С. присутствует в зачаточном виде. Идея С. в ветхозаветном иудаизме сначала вещественна: освобождение от египетского рабства (13 в. до н. э.), возвращение из Вавилонского плена (538 до н. э.), долголетие, многодетность и удача. Одновременно нарастают нравственные условия С.: это "мир" и "справедливость" (Ис 2, 9 и сл.). Поскольку С. целостно и обнимает все бытие человека, оно не может ограничиться лишь сферой земной жизни, но требует веры в загробную жизнь и Воскресение, веры в "будущий мир", где оно завершится. Эту веру выражают библейские авторы 2 в. до н. э. (Дан 12:2-3; 2 Макк 7:9 сл.; 14:16). Такое целостное С. - свободный дар Бога, к-рый (в Своей единственности) является не просто Богом, могущим иногда сообщить кому-либо С., но он Сам по Своей сущности - "Спаситель" для верующих в него (Пс 26:1-2; 50:16; 78:9; Сир 51:1). Всеобъемлющее С. не могло быть достигнуто в истории древнего ("ветхого") союза-завета, заключенного Богом с одним народом и имевшего характер временный и подготовительный: при наступлении "полноты времен" (Гал 4:4) он сменяется новым союзом со всем человечеством и на все времена. Ранее Бог подготавливал и через пророков возвещал, теперь же совершил спасительное для всех воплощение Своего Сына ("Она родит сына, и ты назовешь Его Иисусом, потому что он спасет свой народ от грехов" - Мф 1:21). Неудивительно, что синонимом его личного имени Иисус (греч. Передача евр. Йешуа - "Бог спасает") и как бы вторым именем становится слово Спаситель (греч. Σωτήρ, слав. Спасъ). Православное богословие рассматривает приход Бога в мир людей как искупительное средство врачевания от пагубных последствий грехопадения. "Если кто-либо из неверных вопросит тебя: "Для чего был распят Христос?", - то ответь ему: "Дабы распять диавола". А если скажет тебе: "Зачем Господь был повешен на древе?", - то скажи: "Дабы изгнать грех, проникший в рай через древо. Человеколюбец Иисус восхотел уврачевать Свое создание и для нас претерпеть все, дабы избавить нас от осуждения"" (Св. Иоанн Златоуст. Беседа на тридневное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа // Творения. Пг., 1916. Т. 6, кн. 1. С. 61). Своими собств. силами человек не мог преодолеть глубочайшее отчуждение от Бога, ибо страшный удар (грехопадение) расколол его естество сверху донизу, от высшего сознания до телесной природы. Сохранив в себе, как основу своего существа, образ Божий, человек утратил способность осуществить в себе подобие Божие. Поразившая человечество болезнь оказалась смертельной: накапливающееся в мире зло вело его к окончательной гибели. Теперь исцеление и спасение зараженных грехом потомков Адама означало по существу новое творение человека. Оно совершилось через крестный подвиг Сына Божия, восприявшего всю полноту психофизической природы человека и ставшего "Вторым Адамом", имевшим силы восстановить в первоначальном достоинстве природу "Первого Адама" (т. е. всего человечества). Умерев плотью, Он умертвил с Собой и всю ветхозаветную (смертельно больную) человеч. природу. Воскреснув затем в той же реальной плоти (Лк 24:39), Он совоскресил с собой к новой жизни и всю человеч. природу, сообщив ей потенциальную способность к просветлению и обожению. После вознесения Иисуса Христа новая человеч. природа (через нерасторжимую связь со Вторым Лицом Св. Троицы) оказывается воспринятой в глубины внутрибожественной жизни. "Человека, который был ниже камней, Христос поставил выше ангелов, архангелов, престолов, господств" (Св. Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Колоссянам, 5). Перспектива человеч. участи уходит вверх и в бесконечность, к-рая есть Бог: "Возлюбленные! Мы теперь дети Божьи; но еще не открылось, что будем" (1 Ин 3:1). Этот положит. аспект идеи С. лежит в основе динамичной христианской цивилизации, стремящейся создать предельно возможные условия для свободного развития постоянно совершенствующихся социальных институтов и конкретной личности и в конечном итоге определяет собой понятие "прогресса". Напротив, при отрицат. понимании С. (в буддизме) из его идеи элиминируется все телесное и позитивное, и оно достигается через освобождение от мира и от жизни в целом, преодоление естеств. человеч. желаний и привязанностей, завершаясь полным "угасанием" ("нирваной"). Радикальной противоположностью библейской идеи спасения выступает в новоевропейскую эпоху социальная и техническая утопия, ставящая на место даруемого Богом потустороннего мира посюстороннее "светлое будущее", именно поэтому планируемое в кратчайшие сроки. При этом перенимается и имитируется культовая символика, в к-рой традиционно воплощается религ. идея С. В первую очередь это относится к тоталитарным утопиям 20 в., в центре к-рых стоит образ "вождя", окруженного псевдомистическим ореолом носителя С. (маниакальное притязание на "единственно верное" учение, "чудесные" способности во всех областях человеч. знания). Попытки их практического осуществления сопровождались небывалыми в мировой истории жертвами и культурными утратами, а также закономерным стремлением уничтожить (вместе с ее носителями) саму идею религиозного С., перед лицом к-рого утопические планы "С." ясно обнаруживают свою глубинную пародийность и трагикомическую сущность.
Лит.: Сергий (Старогородский), архиеп. Православное учение о Спасении. 4-е изд. СПб., 1910; Булгаков С. Свет невечерний. М., 1917. С. 334-349, 410-417; Михаил (Мудьюгин), еп. Спасение и оправдание: (Опыт краткого раскрытия православной субъективной сотериологии) // Богосл. тр. М., 1971. Сб. 7. С. 231-239; Рубан Ю. Пасха: (Светлое Христово Воскресение). Л., 1991. С. 11-21; Каллист, еп. Диоклийский. Понимание Спасения в православной традиции // Страницы: Ж. Библейско-богосл. ин-та св. апостола Андрея. 1996. № 3. С. 17-37.
сущ. (греч. προστασία) - спасение; защита. (Исаии 46, 12).
СПАСЕНИЕ -
факт спасения, избавления человека. Термин может означать вполне конкретное избавление от опасности или беды. В более общем смысле означает вечное блаженство, уготованное нам в том случае, если мы спасемся от состояния греха и страданий, связанных с нашим телесным существованием. В философии спасение - это индивидуальное познание истины и связанное с таким знанием счастье (Спиноза). По религиозным представлениям, высшее блаженство, даруемое человеку Богом при соблюдении им божественных установлений. Характер этих установлений специфичен для каждой религии, а сами они изложены в Священном писании и Священном предании. В христианстве и исламе спасение означает обретение райского блаженства, в буддизме - достижение нирваны. В православии и католицизме спасение считается возможным только с помощью церкви; протестанты отрицают посредническую роль церкви и полагают, что для спасения достаточно глубокой личной веры. Церковное учение о спасении - сотериология (греч.-спасение) является важной составной частью богословия.
Спасение девятьсот одиннадцать. Жарг. мол. Шутл. 1. Литровая бутылка водки. 2. Автомашина медвытрезвителя. По названию американской телепередачи. Максимов, 399.
спасе́ние, -я
спасе́ние, спасе́ния, спасе́ний, спасе́нию, спасе́ниям, спасе́нием, спасе́ниями, спасе́нии, спасе́ниях
сущ., кол-во синонимов: 10
вызволение (3)
выручка (13)
выход (30)
защита (93)
избавление (14)
мукти (1)
самоспасание (1)
сохранение (30)
спасание (5)
сэйв (4)
Syn: избавление
спасе́ние с 7a
искать спасения => модальность, стремление
клясться вечным спасением => использование
найти спасение => действие, объект, начало
пришло спасение => действие, субъект
спасение пришло => действие, субъект
Из романа (гл. 34) «Двенадцать стульев» (1928) советских писателей Ильи Ильфа (1897-1937) и Евгения Петрова (1903-1942). Текст лозунга, который был вывешен в зале клуба «Картонажник» города Васюки, где Остап Бендер давал местным любителям шахмат сеанс одновременной игры на 160 досках.
В оригинале: Дело помощи утопающим - дело рук самих утопающих.
Фраза представляет собой фактическую пародию на известные слова Карла Маркса, часто цитировавшиеся советской пропагандой тех лет: «Освобождение рабочих должно быть делом самих рабочих».
Иносказательно: решать свои проблемы каждый должен сам или вместе с товарищами по несчастью.
Разг. Экспрес. То же, что Спасу нет (в 3-м знач.).
Старательный и как будто понимающий был человек… А уж суетится, а уж галдит - нет спасения (Ю. Лаптев. Заря).
- Дивно табаку Тимофей летось насадил. Он посеял семена турецкого табаку. Пускай цветёт, сказал, девчонкам забава. А табак оказался - самодрал расейский. Крепкущий получился - спасенья нет (В. Астафьев. Последний поклон).