Стри́ндберг Юхан Август (Strindberg) (1849-1912), шведский писатель. Исторические драмы «Местер Улоф» (1872, стихотворная редакция - 1877), «Густав Ваза», «Эрик XIV» (обе 1899, о народоправстве); в русле реализма - социально-критический роман «Красная комната» (1879), сборник рассказов «Браки» (т. 1-2, 1884-86), новеллы «Утопии в действительности» (1885), пронизанные поисками общественных идеалов. В «натуралистических» драмах с элементами импрессионизма «Отец» (1887), «Фрёкен Жюли» (1888) - проблемы семьи и воспитания. Лирико-философские, по стилю символико-экспрессионистские драмы «Путь в Дамаск» (трилогия, 1898-1904), «Пляска смерти» (ч. 1-2, 1901), «Соната призраков» (1907) - о кризисе индивидуализма. Психологический роман «На шхерах» (1890), развенчивающий ницшеанский культ сильной личности, и «Чёрные знамёна» (1905). В автобиографическом романе «Ад» (1897) и «Легенды» (1898) - влияние мистики.
* * *
СТРИНДБЕРГ Юхан Август - СТРИ́НДБЕРГ (Strindberg) Юхан Август (1849-1912), шведский писатель. Драма «Местер Улоф» (1872) посвящена конфликту между вождем шведской Реформации и королевской властью. Романы «Красная комната: Очерки из жизни художников и литераторов» (1879), «Сын служанки» (1886), «Исповедь глупца» (1888), «Ад» (1897), «Легенды» (1898), «Одинокий» (1903) носят отчетливо автобиографический характер. Сборники новелл «Браки I» и «Браки II» (1884-1885) вызвали острую общественную дискуссию. Непродолжительное увлечение идеями социализма прослеживается в сборнике новелл «Утопии в действительности» (1885) и ницшеанства - в повестях «Чандала» (1889) и «В открытом море» (1890). Достаточно разнородная по идейному содержанию и стилистике проза Стриндберга едина в одном - она отвергает сентиментально-романтический подход к явлениям жизни, главенствовавший до него в шведской литературе. То же касается драматургии - наиболее живой части стриндберговского наследия. Основными ее вехами явились в 1880-е «натуралистические трагедии» «Отец» (1887) и «Фрекен Жюли» (1888), а в заключительном периоде творчества - драмы «Пляска смерти» (1901) и «На пути в Дамаск» (1898-1904), цикл исторических пьес о шведских королях 13-18 вв. (наиболее известна из них в России поставленная Е. Б. Вахтанговым (см. ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович) пьеса «Эрик XIV»,1899), символические пьесы, предвосхищающие экспрессионистскую и абсурдистскую драму: «Игра снов» (1902), «Непогода», «Пепелище», «Соната призраков», «Пеликан» (все - 1907), «Большая дорога» (1909).
***
СТРИ́НДБЕРГ (Strindberg) Юхан Август (22 января 1849, Стокгольм - 14 мая 1912, там же), шведский писатель.
Сын служанки
Август Стриндберг родился от неравного брака: его отец, владелец конторы по фрахту судов, был женат на своей служанке. Семья жила на грани нужды, царившая в ней напряженная атмосфера (после банкротства и смерти жены отец женился во второй раз) многократно воспроизводились писателем в его произведениях (в частности, в автобиографическом романе «Сын служанки»,1886).
«Красная комната»
Первая значительная драма Стриндберга «Местер Улоф» (1872) о конфликте между вождем шведской Реформации и королевской властью не имела успеха. Он пришел к писателю лишь с публикацией социально-критического романа «Красная комната» (1879), который выдержал сразу четыре издания. Автор не щадит в романе ни один из общественных институтов, но с доброжелательной иронией относится к молодому герою романа, который в конце концов смиряется с жизнью, скрывая свой протест под маской приспособленца.
Главная тема
Стриндберг женился на разведенной жене своего друга Сири фон Эссен и тем самым осложнил себе семейную жизнь. С середины 1880-х гг. тема семьи становится для него главной. Ей посвящены сборники новелл «Браки» (1884) и «Браки II» (1885) о расчете в любви и браке и о биологическом, психологическом и социальном неравенстве между полами - тема, шокировавшая обывателя. В 1887-1888 гг. Стриндберг пишет роман «Исповедь глупца», историю взаимоотношений с женой, по собственному признанию, «ужасную книгу». Нелепость предъявляемых им жене обвинений очевидна - тем более захватывает читателя скандальное содержание книги.
Сильные люди
Параллельно Стриндберг создает реалистическую повесть «Островитяне» (1887). Ее герой - работник Карлссон, разбогатевший за счет женитьбы на старухе, - натура по-своему сильная, погибает из-за своей алчности. Логическим развитием его образа явились в дальнейшем герои-интеллектуалы повестей «Чандала» (1889) и «В открытом море» (1890); супермены ницшеанского типа, они терпят поражение при столкновении с силами природы.
«Мое любимое занятие - писать пьесы»
Почти все 1880-е гг. семья Стриндбергов прожила за границей - в Швейцарии, Дании, Франции и Германии. Это объясняется не только непоседливостью писателя - он активно продвигал свои пьесы на сцены европейских театров и искал живого контакта с новейшими достижениями театра и драматургии. Неудивительно, что наиболее живую и оригинальную часть его наследия составили пьесы, а сам он наряду с А. П. Чеховым (см. ЧЕХОВ Антон Павлович), М. Метерлинком (см. МЕТЕРЛИНК Морис), Г. Гауптманом (см. ГАУПТМАН Герхард) и Г. Ибсеном (см. ИБСЕН Генрик) считается одним из творцов и теоретиков новой драмы.
«Натуралистические трагедии»
Мировую славу принесли Стриндбергу пьесы «Отец» (1887) и «Фрекен Жюли» (1888). Суть конфликта в первой драме - борьба за власть над дочерью. По мере развития действия жена зарождает у мужа сомнения относительно истинности его отцовства. Одновременно она убеждает окружающих в том, что муж сошел с ума: он воображает, что его дочь рождена от другого. Героиня добивается своего, ей верят, ибо все поступки и слова Ротмистра противоречат мелким понятиям окружения о нормальности. Любое его высказывание истолковывается как признак умопомешательства и приближает неизбежный конец.
Не менее логична развязка в пьесе «Фрекен Жюли» - истории взаимного влечения эмансипированной дворянки и развращенного лакея. Героиня пьесы воплощает собой разложение дворянского класса: она чувствует в лакее энергию «простолюдинов» - именно им, полагает Жюли, принадлежит будущее. Однако лакей, мечтающий стать «капиталистом», оказывается хамом. Осознав это, фрекен Жюли кончает жизнь самоубийством, чему немало способствует и лакей, осуществивший своего рода «социальный реванш» и теперь стремящийся спрятать концы в воду.
Творческий манифест
В «Предисловии» к «Фрекен Жюли» Стриндберг утверждает множественность мотивов человеческого поведения, она, по его мысли, должна воплощаться в наделенном динамикой, «сценическом характере». С другой стороны, жизнь следует изображать как борьбу, поединок «всех против всех», - принцип, полностью реализующийся им в драматургическом творчестве.
Годы кризиса
Годы упорного труда (служа в 1874-1882 гг. в Королевской библиотеке, Стриндберг написал несколько объемистых монографий и сборников исторических очерков: «Старый Стокгольм», 1882; «Шведский народ», 1882; «Судьбы и приключения шведов», 1882-1883), судебное преследование на родине (за богохульство в одном из рассказов «Браки»), разлад в семье и скандальная слава нанесли писателю серьезную психическую травму. В 1890-е гг. Стриндберг почти ничего не пишет, полностью отдаваясь занятиям живописью, ботаникой, географией, химией, астрономией и теософией. Он по-прежнему скитается по Европе, изживает развод с Сири фон Эссен (1891) и кратковременный брак с австрийской журналисткой Фридой Уль. В 1894-1897 гг. во время пребывания в Париже его настигает наиболее длительный приступ душевной болезни, в течение которого он обращается к религии - причудливому конгломерату из вероучения шведского мистика 18 в. Э. Сведенборга (см. СВЕДЕНБОРГ Эмануэль) и христианства, лишенного основных догматов - веры в Деву Марию и Иисуса Христа. Опыт религиозного обращения и ход болезни отражен Стриндбергом в его духовидческих романах «Ад» (1897) и «Легенды» (1898), написание которых явилось для него, по-видимому, терапией.
Возвращение
В 1897 писатель возвращается в Швецию. Последующие 11 лет - период нового творческого подъема. В это время Стриндберг создает 29 драматических произведений, в том числе 12 пьес на сюжеты из истории Швеции, камерные и символические драмы (помимо упомянутых ниже, «На пути в Дамаск», 1898-1904, «Большая дорога», 1909), лирическую повесть «Одинокий» (1904), роман на политическую злобу дня «Черные знамена» (1907) и множество публицистических статей и заметок.
«И из грязи могут расти цветы»
Эта реплика из драмы «Пляска смерти» (1901), где впервые появляются новые элементы - примирение с жизнью и надежда на юное поколение, буквально реализуется в одноактной пьесе «Игра снов» (1902), написанной Стриндбергом для его третьей жены, молодой актрисы Харриет Боссе. На сцене из унавоженной жижи вырастает дом-цветок. За стенами дома-цветка томится девушка, к которой приходит Офицер; он является к заветной двери снова и снова, но не может переступить порог. Таков первый эпизод пьесы, одна из переплетающихся линий фрагментарного сна, в котором царят мечтания, иронические нелепости, разочарования, грустные и злые парадоксы, личная и классовая несправедливость, но над всем парит пелена сострадания, через которую Стриндберг показывает фантасмагорию Жизни - своей и каждого.
Камерные пьесы
Последней новацией Стриндберга в драматургии явились его символические «камерные пьесы» «Пожарище», «Соната призраков», «Пеликан» и «Ненастье» (все - 1907). Каждая из пьес - разработка одного драматургического мотива. Ощущением неизбежности распада и разложения проникнуто мрачно-ирреальное действие «Сонаты призраков», катастрофичности, которой чревата ложь, - «Пеликан», отрешенности по отношению к прошлым обидам и конфликтам - «Ненастье». Особенно виртуозно построена последняя пьеса: престарелый ее герой никого в своей жизни не прощает, но и никому не желает зла, он не вмешивается в схватку, и конфликт происходит где-то рядом, обходя его стороной.