Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

таиров

Грамматический словарь

Таи́ров ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

ТАИРОВ

У фамилии тюркские корни: имя Таир (варианты Тагир, Тахир) в XVI в. было довольно популярным и у русских. Переводится с арабского как ‘чистый, непорочный’. Фамилия Тагиров , естественно, имеет то же значение.

ТАГИРОВ ТАИРОВ

Отчество, образованное по преобладающей модели русских фамилий (суффиксом притяжательных прилагательных -ов) от арабского мужского имени Таир (Тахир, Тагир, Тохир). Этимологическое значение имени - "чистый". К русским эта фамилия пришла от татар. (Н) Тагиров - от формы Тагир.

ТАИРОВ

У фамилии тюркские корни: имя Таир (варианты Тагир, Тахир) в XVI в. было довольно популярным и у русских. Переводится с арабского как ‘чистый, непорочный’. Фамилия Тагиров , естественно, имеет то же значение.

Сканворды для слова таиров

- Российский театральный режиссёр.

- Создатель и художественный руководитель Камерного театра.

Полезные сервисы

таиров ал-др як

Гуманитарный словарь

ТАИ́РОВ Ал-др Як. (1885-1950) - режиссер, актер, реформатор и теоретик т-ра. Род. в семье учителя. Первые сильные театр. впечатления связаны с гастролями бр. Адельгейм. Учась в Киев. г-зии, начал выступать в любит. спектаклях. После окончания г-зии поступил на юрид. ф-т Киев. ун-та, но занятия т-ром не оставил: со сборными труппами ездил по провинции. В 1905 вступил в труппу М. Бородая в Киеве. Во время приезда в Киев В. Комиссаржевской показался ей и получил приглашение в ее т-р. Сезон 1906-07, переведясь в СПб. ун-т, работал в т-ре на Офицерской. Играл Голубую маску в "Балаганчике" Блока, "Нищего в "Сестре Беатрисе" М. Метерлинка, Шаняву в "Вечной" С. Пшибышевского. Несогласный с принципами "условного" т-ра Мейерхольда, покидает Пб., нек-рое время играет в киев. "Новой драме", потом вступает в петерб. труппу 1-го передвижного общедоступного драматич. т-ра, где работает три сезона. Здесь Т. начинает свою реж. деят-ность: ставит шекспировского "Гамлета", где играет Лаэрта, "Эроса и Психею" Ю. Жулавского, "Дядю Ваню" А. Чехова. В этих спектаклях Т. начинает разрабатывать новые принципы по строения сценич. площадки, экспериментирует в области музыки к спектаклю. Уйдя из театра, работает в Риге, Симбирске. В 1911 возвращается в Пб., поступает в Новый драматич. т-р, где много играет и ставит пьесы Л. Андреева, Пшибышевского, Чехова, Б. Шоу. В 1913 заканчивает ун-т и вступает в моск. адвокатуру. Здесь принимает предложение К. Марджанова и становится реж. Свободного т-ра, где ставит пантомиму "Покрывало Пьеретты" и оперетту "Желтая кофта", пробуя себя в новых жанрах.

В 1914 вместе с А. Коонен и группой актеров создает Моск. Камерный т-р - "т-р эмоционально насыщ. форм", к-рый хочет противопоставить как натуралистич., так и "условному" т-ру.

Начальный период деят-ности Камерного театра сам Т. характеризовал как "неореализм". В спектаклях этого периода он стремится к романтич. и трагедийному репертуару, требует от актеров большой эмоциональности и изощренного мастерства. Т. ставит "Сакунталу" Калидасы (1914), "Женитьбу Фигаро" П. Бомарше (1915), "Покрывало Пьеретты" (1916). Наиболее значит. постановками этого периода стали "Фамира-Кифарэд" И. Анненского (1916) и "Саломея" О. Уайльда (1917). С 1917 Т. ставит спектакли "Король-арлекин" Р. Лотара, "Адриенна Лекуврер" Э. Скриба, "Принцесса Брамбилла" по Э. Т. А. Гофману, "Благовещение" П. Клоделя, характеризующиеся некоторой абстрактностью характеров, утверждением вечного смысла проблем Любви и Смерти. Особенно ярко эти темы прозвучали в постановке "Ромео и Джульетты" У. Шекспира.

Переломным моментом в творчестве Т. стал спектакль "Федра" по пьесе Ж. Расина (1922). Т. приблизил пьесу к античности, сделал ее монументальной, выявил филос. смысл.

В следующих постановках - "Гроза" и "Святая Иоанна" - Т. осуществляет подход к "конкретному реализму". Цикл постановок пьес Ю. О’Нила - "Косматая обезьяна", "Любовь под вязами", "Негр" ставит острые проблемы жизни совр. Запада. Блистат. успехом сопровождается постановка "Оптимистич. трагедии" В. Вишневского (1933), в к-рой Т. показал борьбу "между хаосом и гармонией".

Стремление к синтетич. иск-ву ярко проявилось в постановках оперетт Ш. Лекока "Жирофле-Жирофля" и "День и ночь". В 1930 Т. первым из сов. реж. обратился к творчеству Б. Брехта, поставил "Оперу нищих". Выдающимися творческими успехами Т. явились такие постановки, как "Египетские ночи" (по произв. А. Пушкина, Шоу, Шекспира) и "Мадам Бовари" по Г. Флоберу (1940), в к-рых Т. и Коонен утверждали силу духа, нравств. победу женщины, не захотевшей смириться с мещанским окружением. Тяга к волевым характерам, сильной личности определила постановку "военных" пьес "Пока не остановится сердце" К. Паустовского (1943), "У стен Ленинграда" Вишневского (1944), решенных реж. в героико-романтич. ключе.

В своих работах Т. проявился как яркий реж.-новатор. Он первым отказался от привычной коробки-павильона, смело экспериментировал в области света, цвета, музыки, ввел в драматич. действие пантомиму. Поразит. было его умение пользоваться сменой ритма для выявления драматич. конфликта, острой и часто неожид. обрисовки характера. Т. умел достигать подлинно органич. слияния всех выразит. средств т-ра, в результате чего возникал целостный образ спектакля.

Т. создал школу актерского мастерства, добиваясь виртуозности и худож. свободы, безупречного владения внутр. и внешней техникой. В творчестве актера он стремился объединить музыкальность, скульптурность, ритмичность с яркой эмоциональностью.

Новаторское прочтение классики и выдвижение новых идей, не созвучных официальным установкам, с неизбежностью вызывали резкие нападки со стороны идеологов тоталитарного режима, начавшиеся в 1935 и не прекращавшиеся вплоть до 1949, когда Т. и Коонен были изгнаны из Камерного т-ра, а сам т-р вскоре закрыт (в 1950 на его базе организован Т-р им. Пушкина).

Соч.: Записки режиссера, статьи, беседы, речи, письма. М., 1970

Лит.: Головашенко Ю. А. Режиссерское искусство Таирова. М., 1970; Режиссерское искусство Таирова: [Сб. ст.]. М., 1987.

Полезные сервисы

таиров александр яковлевич

Энциклопедический словарь

Таи́ров Александр Яковлевич (1885-1950), режиссёр, народный артист РСФСР (1935). Сценическая деятельность с 1905. Один из реформаторов сцены, Таиров стремился к «синтетическому театру» преимущественно романтического и трагедийного репертуара, воспитанию актёра виртуозного драматического мастерства, равно владеющего приёмами музыкального и пантомимического искусства, созданию новой сценической среды - пластической. Организатор (1914) и руководитель Камерного театра. Среди постановок: «Фамира Кифарэд» И. Ф. Анненского (1916), «Саломея» О. Уайльда (1917), «Федра» Ж. Расина (1922), «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского (1933), «Мадам Бовари» по Г. Флоберу (1940).

* * *

ТАИРОВ Александр Яковлевич - ТАИ́РОВ Александр Яковлевич (1885-1950), российский режиссер, народный артист России (1935). Сценическая деятельность с 1905. Один из реформаторов сцены, Таиров стремился к «синтетическому театру» преимущественно романтического и трагедийного репертуара, воспитанию актера виртуозного драматического мастерства, равно владеющего приемами музыкального и пантомимического искусства, созданию новой сценической среды - пластической. Организатор (1914) и руководитель Камерного театра. Среди постановок: «Фамира кифарэд» И. Ф. Анненского (1916), «Саломея» О. Уайльда (1917), «Федра» Ж. Расина (1922), «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского (1933), «Мадам Бовари» по Г. Флоберу (1940).

* * *

ТАИ́РОВ Александр Яковлевич (наст. фам. Корнблит) [24 июня (6 июля) 1885, Ромны - 25 сентября 1950, Москва], российский режиссер, Народный артист России (1935).

Выбор пути

Родился в семье учителя. Еще учась в киевской гимназии, принимал участие в любительских спектаклях, в его репертуаре были роли Незнамова и Карандышева из пьес А. Н. Островского (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич). После гимназии Таиров поступил в киевский университет на юридический факультет, но любовь к театру пересилила юриспруденцию. В 1905 он присоединился к антрепризе М. М. Бородая. Однако киевская сцена не слишком устраивала его, во время гастролей В. Ф. Комиссаржевской (см. КОМИССАРЖЕВСКАЯ Вера Федоровна) он выступил перед великой актрисой и поступил в ее театр.

Начинающий артист и режиссер

В Петербурге Таиров сразу окунулся в современный театральный процесс, став участником экспериментов Вс. Э. Мейерхольда (см. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич) в области «условного» театра. Таиров много играл, но холодный стиль нового направления вряд ли мог удовлетворить пылкого киевлянина. В 1907 он ушел из театра и на долгие годы стал оппонентом своего первого учителя, впрочем, Таиров не принимал также и натуралистический стиль Художественного театра (см. МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР). Некоторое время он работал в различных столичных и провинциальных театрах: в «Новой драме» в Киеве, а также в труппе передвижного театра П. П. Гайдебурова (см. ГАЙДЕБУРОВ Павел Павлович), где осуществил свою первую постановку - «Гамлет» Шекспира (см. ШЕКСПИР Уильям) (1917). Спектакль был тепло встречен публикой и прессой. И с каждым сезоном Таиров все более отдалялся от актерской профессии, поскольку его властно притягивала режиссура.

В Свободном театре

Его театральная карьера складывалась непросто. В 1913 он заканчивает юридический факультет Петербургского университета и, разочаровавшись в театре, решает бросить его. Однако когда К. А. Марджанов (см. МАРДЖАНИШВИЛИ Константин Александрович) предложил ему работу в своем Свободном театре, Таиров без колебаний согласился: сцена окончательно победила. Здесь вокруг него объединилась группа единомышленников, недовольных современным театром, здесь он встретил А. Г. Коонен (см. КООНЕН Алиса Георгиевна), союз с которой определил очень многое в его жизни и творчестве.

В Свободном театре он поставил два спектакля - «Покрывало Пьеретты» А. Шницлера-Э. Донани (1913) и «Желтую кофту» Г. Бенримо и Д.-К. Хазлтона (1913), шедших с большим успехом. Однако Свободный театр оказался нежизнеспособным организмом и распался в конце сезона. В 1914 Таиров с частью труппы Свободного театра основал Камерный театр (см. КАМЕРНЫЙ ТЕАТР), которым он руководил более 35 лет.

Художественное кредо режиссера

Художественные взгляды Таирова формировались в атмосфере исканий первой половины 20 века. Конкуренция идей и концепций была ожесточенной, и многие видные деятели театра отвергали путь Таирова.

К. С. Станиславский считал, что в его искусстве «нового ничего нет», а только «рафинад и изощренность». Е. Б. Вахтангов (см. ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович) также осуждал искания Таирова: «у него есть чувство формы, правда, банальной и крикливой. Ему недоступен дух человека - глубоко трагическое и глубоко комическое ему недоступно». Мейерхольд называл его «дилетантом», а Камерный театр - «театром любительским».

Считалось, что основные «жизнетворящие» театральные центры тех лет находились в Художественном театре Станиславского и мейерхольдовском Гостиме. Однако художественный мир Таирова оказывался зажатым этими двумя художественными направлениями.

Таиров отвергал жизнеподобие натуралистического театра с его покорностью литературе и его противоположность, условный театр, находившийся в тисках живописности. Он называл свой театр неореалистическим, искусством эмоционально насыщенных форм. Таиров исповедовал принципы синтетического театра как самодостаточного искусства. Такой театр должен был объединить в себе разъединенные элементы театра: слово, песню, пантомиму, танец, цирк и пр. Основой для такого объединения должно было стать искусство актера. Свои взгляды Таиров сформулировал в книге «Записки режиссера» (1921).

Таиров сравнивал актера со скрипкой Страдивари. Он хотел воспитать нового актера, не дилетанта в искусстве, а наследника гистрионов (см. ГИСТРИОН) и актеров комедии дель арте (см. КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ), в чьем творчестве соединились бы музыкальность, скульптурность и ритмичность. Именно за невнимание к актеру он отвергал современный ему драматический театр и именно поэтому уделял такое внимание балету, на спектаклях которого он только и мог получить «подлинное наслаждение». Идеальным актером, умеющим владеть всеми гранями своего мастерства, он считал Анну Павлову (см. ПАВЛОВА Анна Павловна).

Лучшие спектакли режиссера

Потому творческий союз Таирова с великой актрисой А. Г. Коонен (см. КООНЕН Алиса Георгиевна) был таким продолжительным и плодотворным. Лучшие спектакли Камерного театра - «Адриенна Лекуврер» (1919), «Федра» (1922), «Жирофле-Жирофля» (1922), «Любовь под вязами» (1926), «Оптимистическая трагедия» (1933), «Мадам Бовари» (1940) - освящены блестящей игрой его спутницы жизни и товарища по искусству.

Таиров объявил линию рампы неприкасаемой: переступать ее запрещено. Пространство сцены, отданное актеру, отстранялось от аудитории, композиция Таирова существовала только здесь, на подмостках. Крайние жанры, которые культивировал Таиров - трагедия (по его терминологии «мистерия») или комедия («арлекинада») - гарантировали необходимую дистанцию отдаления от повседневности. Эта дистанция давала о себе знать во взаимоотношениях художника и власти.

Судьба театра и режиссера

Первые годы после 1917 Камерный театр пользовался неизменной поддержкой А. В. Луначарского (см. ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич), не без его помощи он встал в один ряд с привилегированными академическими коллективами. Однако уже в конце 1920-х гг. Сталин назвал Камерный театр «буржуазным». Он плохо вписывался в советскую действительность и не соответствовал эстетическим вкусам вождя. Многие спектакли театра запрещались, но чаще работа останавливалась еще на уровне замыслов.

Были запрещены почти сразу после премьеры таировские спектакли: «Багровый остров» М. А. Булгакова (см. БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич) (1928), «Наталья Тарпова» С. Семенова (1929), «Богатыри» А. П. Бородин (см. БОРОДИН Александр Порфирьевич)-Д. Бедный (см. БЕДНЫЙ Демьян) (1936); доведены до генеральной репетиции и запрещены «Заговор равных» М. Левидова (1927), «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда (см. УАЙЛЬД Оскар) (1948). Искусство Таирова особенно в конце 1940-х гг. все более противоречило партийной политике в сфере искусства и не отвечало идеологическим задачам дня. Режиссер, впервые открывший русскому зрителю Ю. О"Нила, Б. Брехта (см. БРЕХТ Бертольт), Г. Честертона (см. ЧЕСТЕРТОН Гилберт Кит), Д.-Б. Пристли, (см. ПРИСТЛИ Джон Бойнтон) противоречил всему пафосу культурной политики власти, его театр потерял всяческую поддержку и оказался в художественном кризисе.

В мае 1949 по решению комитета по делам искусства Камерный театр был закрыт. Таиров остался без дела своей жизни. Он был «направлен на работу» в Театр им. Евг. Вахтангова (см. ТЕАТР ИМЕНИ ЕВГ. ВАХТАНГОВА), но не смог ужиться в этом коллективе, чуждом его пониманию искусства. Дошло до того, что он был готов работать даже на любительской сцене, но и этого ему не дали. Невозможность творить окончательно сломила его. По словам видевших его в последние месяцы, он являл собой вид человека безумного. Таиров прожил чуть более года после расформирования театра: умер от кровоизлияния в мозг в московской психиатрической больнице им. Соловьева.

Большой энциклопедический словарь

ТАИРОВ Александр Яковлевич (1885-1950) - российский режиссер, народный артист России (1935). Сценическая деятельность с 1905. Один из реформаторов сцены, Таиров стремился к "синтетическому театру" преимущественно романтического и трагедийного репертуара, воспитанию актера виртуозного драматического мастерства, равно владеющего приемами музыкального и пантомимического искусства, созданию новой сценической среды - пластической. Организатор (1914) и руководитель Камерного театра. Среди постановок: "Фамира кифарэд" И. Ф. Анненского (1916), "Саломея" О. Уайльда (1917), "Федра" Ж. Расина (1922), "Оптимистическая трагедия" Вс. В. Вишневского (1933), "Мадам Бовари" по Г. Флоберу (1940).

Полезные сервисы

таиров переулок

Крылатые слова

Так заключенные прозвали коридорчик-тупик в Доме предварительного заключения (Шпалерная ул., 25). < По аналогии с Таировым (ныне Бринько) переулком, описанным Ф. М. Достоевским в романе "Преступление и наказание". Переулок представляет собой тупик, к которому под прямым углом ведут два прохода.

Полезные сервисы

таиров, александр яковлевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Александр Яковлевич Таиров.

Александр Яковлевич Таиров.

ТАИРОВ Александр Яковлевич (1885 - 1950), режиссер. Основатель (1914) и художественный руководитель московского Камерного театра. Один из реформаторов русской сцены. Стремился к созданию "синтетического театра", воспитанию актера-виртуоза, владеющего приемами музыкального и пантомимического искусства, преобразованию сценического пространства, пластическому совершенству мизансцен. Таирова привлекали полярные жанры - мистерия-трагедия и комедия-арлекинада. Высокую мелодраму режиссер поднимал до уровня трагедии. Среди постановок: "Фамира-кифаред" И.Ф. Анненского (1916), "Саломея" О. Уайльда (1917), "Принцесса Брамбилла" по Э.Т.А. Гофману (1920), "Федра" Ж. Расина и "Жирофле-Жирофля" Ш. Лекока (текст А.М. Арго и Н.А. Адуева, 1922), "Любовь под вязами" Ю.О'Нила (1926), "Оптимистическая трагедия" В.В. Вишневского (1933), "Мадам Бовари" по Г. Флоберу (1940). В 1949 после многочисленных "проработок" и критики Таиров был отстранен от руководства театром, в 1950 Камерный театр был расформирован.

Полезные сервисы

таировы

Татарские, тюркские, мусульманские фамилии

ТАИРОВЫ

Вероятнее всего, тюркское происхождение, т.к. под 1306 годом известен ордынский царевич Таир, совершивший поход на Русь (ПСРЛ, 29, с. 104). С XVI века имя Таир уже распространено среди русских дворян (Веселовский 1974, с. 311).

Полезные сервисы