такт (1)
(чувство меры). Заимств. в XIX в. из франц. яз., где tact < лат. tactus «прикосновение», суф. производного от tangere «прикасаться». См. танго.
ТАКТ, единица музыкального метра. Структура такта отражается в размере. 1-я доля такта - сильная; в сложных тактах (состоящих из 2 и более простых, т.е. 2- или 3-дольных тактов) выделяют и так называемую относительно сильную долю. Границы такта в нотном письме обозначаются вертикальными линиями (тактовыми чертами).
ТАКТ ПЕДАГОГИ́ЧЕСКИЙ.
Чувство меры в поведении и поступках преподавателя в процессе общения с учащимися. Т. п. определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога, входит в число профессионально-педагогических качеств учителя. Т. п. - это следование педагога своему стилю общения с учащимися в разных сферах деятельности (на занятиях, в неформальной обстановке), не вызывающее у обучаемых сопротивления учебно-воспитательным действиям и не унижающее их достоинства. Педагог, не владеющий Т. п., может легко встать на позиции авторитарного воспитания (когда отношения между педагогом и учащимися строятся на беспрекословном авторитете обучающего и подчинении его воле) либо перейти в другую крайность - попытаться установить с обучающимися отношения «панибратства», которые принижают авторитет педагога. Т. п. в сочетании с индивидуальным подходом позволяет установить между педагогом и учащимися атмосферу взаимопонимания и духовной общности. См. также профессиональные умения преподавателя, профессиограмма преподавателя.