Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

текстовое время, или темпоральность

Стилистический словарь

ТЕКСТОВОЕ ВРЕМЯ, ИЛИ ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ - текстовая категория (см.), с помощью которой содержание текста соотносится с осью времени: реальной исторической перспективой действительности или ее преломлением. Текст имеет двоякие соотношения такого рода: во-первых, он отображает определенный фрагмент действительности, вписанный в общую хронологию мира (отражательное Т. в.); во-вторых, он развертывается линейно, как время, т.е. существует момент его начала и, далее, темпоральной протяженности. Вне данных отношений создать текст невозможно, Т. в. - непременный атрибут текста.

Исходя из философской интерпретации времени и деления его на время реальное (однонаправленное, непрерывное, равномерное, необратимое) и перцептуальное (время в его субъективном восприятии, что приводит к значительному изменению реальной картины в человеческом сознании: ускорению и замедлению времени, его неоднонаправленности, дискретности и т.д.), применительно к тексту можно говорить о времени объективном (диктумном) и времени субъективном (модусном).

Объективное время - это относительно адекватно отраженное в тексте реальное время, когда события текста ставятся в связь с реальными моментами, периодами, процессами в жизни личности, существовании концепта, мировом историческом процессе с его реальной хронологией (О.А. Москальская). В объективном времени отражаются разновидности реального времени: эмпирическое, историческое, календарное время.

Если приметы реальности не важны и время отражается только на уровне идеальных сущностей, выведенных на базе анализа реальности - концептов и концепций, то возникает особый вариант объективного времени - концептуальное время. Оно отличается условной точкой отсчета, статичностью (научные концепции чаще всего представляются как бы в остановленном реальном времени) и различной соотнесенностью с затекстовой действительностью. На темпоральное развитие - процесс протекания самого текста - такая специфика влияния не оказывает.

О семантике субъективного текстового времени говорят в том случае, когда степень субъективного содержания при передаче темпорального смысла настолько велика, что модель объективного времени претерпевает существенные изменения в сознании личности (время тянется или летит, останавливается и прерывается, возвращается, искажается и т.п., см. высказывания: время пошло вспять; эти минуты показались вечностью; прервемся ненадолго, быстроногое время).

Субъективное время имеет ряд разновидностей. Наибольшая степень субъективности связана с типами речи, предполагающими проявление индивидуального начала. Индивидуальное время - это конкретная реализация субъективного времени в пределах данного темпорального типа. Если индивидуум - творческая личность, решающая эстетическую задачу, возникает обогащенная разновидность субъективного времени, или художественное время, не просто устанавливающее связь содержания с осью времени, но и создающее образ времени, апеллирующее к восприятию в определенной культурно-исторической общности. Здесь действует "конвенция времени" (В. Шкловский), выделяется множество разновидностей, связанных со спецификой худож. текста. Наиболее существенными субкатегориями художественного времени являются дихотомические пары: время авторское/сюжетное и время переживаемое/фоновое. Художественное время может сближаться с объективным, в том числе с концептуальным, и отталкиваться от него, но в любой своей разновидности для данного типа в целом характерен примат творческого начала над объективно-отражательным.

Категория времени структурируется на основе ряда противоположения на оси временной ориентации (темпоральной оси). Время - векторная категория, т.е. категория, для которой важно направление, движение из определенной исходной точки (референтной точки). Для темпоральной структуры текста также важна точка отсчета - некоторый условный пункт, векторный нуль, в опоре на который выстраивается вся темпоральная перспектива текста. Эта точка может принадлежать как объективному, так и субъективному времени, причем автор текста может условно находиться в этой точке: "я - сейчас" или "я - тогда", а может быть отстранен от нее: "он, они сейчас, тогда" (отсюда понятия "я-текст" и "он-текст"). В некоторых типах текстов могут сочетаться обе эти позиции. Точка темпорального отсчета может быть сугубо реляционной, когда в тексте важна лишь соотносительность явлений на шкале времени (это характерно для концептуального и некоторых разновидностей художественного времени). Текстовым показателем изменения темпоральной точки зрения служат фразовые указатели перехода к новому состоянию сознания: вспоминается, как…; в детстве мы…; надеюсь, что…; если заглянуть в будущее, то…

Выражение категории Т. в. осуществляется с помощью лексических единиц, обозначающих моменты и отрезки времени, а также темпоральные отношения (время, год, мгновение, вчера, в прошлом году, раньше, позже, всегда, в тот период, после обеда). Лексические сигналы времени могут быть полнозначными конкретными номинациями - абсолютными временными операторами, или номинаторами (неделя, минута, 1991-й год, весной), а также относительными операторами, или корреляторами (изредка, когда-то, будущее, несколько лет спустя, до того, после войны). Последние концентрируют внимание на релятивной стороне времени, отношениях предшествования и следования. Номинаторы фиксируют и характеризуют темпоральные факты, корреляторы передают динамизм времени и определяют положение темпоральных фактов на временной оси. Прямыми темпоральными номинаторами являются даты, сему времени несут в себе названия исторических событий и реалий, имена исторически значимых персонажей, обозначения предметов быта, связанных с определенной эпохой.

Т. в. может быть представлено в виде функц.-семантического поля (время - лексицентрическая категория), состав ядра и периферии которого варьирует в зависимости от воплощаемого типа времени, что в свою очередь связано с функц.-стилевой и жанровой определенностью текста. Для интерпретации Т. в. важна также категория последовательности. На темпоральном основании, а именно восприятии и оставлении действительности в ее последовательно-временных связях, основано повествование как функц.-смысловой тип изложения.

Грамматическое время глагола текстового значения, как правило, не имеет. Лишь в разг. речи эта категория семантизована: грамматическое наст. время указывает на время протекания речи, прош. и буд. время - на соответствующие сферы реального времени. В остальных стилях с помощью глагольно-грамматического времени осуществляется деление текста на фрагменты и устанавливается связь этих фрагментов, т.е. осуществляется внутритекстовое упорядочивание информации (З.Я. Тураева).

Каждый функц. стиль речи характеризуется своей темпоральной организацией текста. Варьирующими величинами будут типы текстового пространства, актуальные для определенного стиля и жанра, темпоральная статичность или динамичность текста, набор пространственных операторов, составляющих ядро и периферию текстового поля темпоральности, и др. Науч. текст обычно основан на концептуальном времени, оф.-дел. - на конкретно-реальном или обобщенно-реальном, публиц. тексты, основываясь на объективном времени, одновременно создают социальный образ времени, а худож. литература - психологический образ эпохи. В разг. речи типична локация "я - здесь - сейчас", причем точка "сейчас" обычно совпадает с моментом речи, т.е. грамматическое и лексическое значение времени совпадают.

Т. в. тесно связано с текстовым пространством (см.), образуя вместе с ним комплексную категорию хронотопа, а вместе с ним и категорией субъекта - комплексную категорию локации текста.

Лит.: Шкловский В. Конвенция времени. - ВЛ. - 1969. - №3; Дешериева Т.И. Лингвистический аспект категории времени в отношении к физическому и философскому аспектам. - ВЯ. - 1975. - №2; Слюсарева Н.А. Язык и речь - пространство и время // Теория языка. Англистика. Кельтология. - М., 1976; Тураева З.Я. Категория времени: Время грамматическое и время художественное. - М., 1979; Москальская О.И. Грамматика текста. - М., 1981; Потаенко Н.А. Категория времени и ее выражение в лексико-семантической системе языка: Автореф. дис. … канд. филол. наук. - М., 1981; Каримова Р.А. Темпоральная организация законченного теста // Проблемы сверхфразовых единств. Просодия и интонация. - Уфа, 1985; Кронгayз М.Л. Структура времени и значение слов // Логический анализ языка: противоречивость и аномальность текста. - М., 1990; Мосенцов В. В. Временные операторы в семантической структуре высказывания и текста: Автореф. дис. … канд. филол. наук. - Харьков, 1990.

Т.В. Матвеева

Полезные сервисы

текстовое издание

Практический толковый словарь

Издание, основным материалом в котором является текст как форма и средство передачи содержания (информации).

Полезные сервисы

текстовое пространство, или локальность

Стилистический словарь

ТЕКСТОВОЕ ПРОСТРАНСТВО, ИЛИ ЛОКАЛЬНОСТЬ - текстовая категория (см.), представляющая собой неотъемлемое свойство всех объектов действительности, поэтому пространственные характеристики приписываются и тем объектам, которые сами по себе не имеют пространственной природы (напр., концептам и концепциям).

Текст имеет двоякую пространственную семантику: во-первых, в его содержании отображается определенный фрагмент действительности, вписанный в общую пространственную картину мира (Т. п. как отражательная категория); во-вторых, сам текст разворачивается в вербальное пространство, является материальным объектом, обладающим пространственными характеристиками, т.е. существует пространство текста как звукобуквенного речевого произведения, в котором есть линейное и плоскостное пространство. Вне пространственных координат создать текст невозможно, Т. п. - обязательный атрибут текста.

Категория Т. п. изоморфна категории текстового времени, вместе с которой она образует комплексную категорию хронотопа. Как и текстовое время, Т. п. может представлять собой отраженное подобие реальной действительности или ее субъективное преломление.

Помимо основных типов Т. п. - объективного (диктумного) и субъективного (модусного) - однотипно с текстовым временем выделяются концептуальное пространство (разновидность объективного на уровне логических абстракций) и художественное пространство (разновидность субъективного, создающая художественный образ пространства). Художественное пространство соединяет в себе различные разновидности диктумного и модусного пространства при определяющей роли эстетического замысла творческой личности. В результате происходит гуманизация пространства, его одухотворение, создается образ пространства. В пределах художественного отражения действительности существует своя типизация. Выделены романно-эпическое (М.М. Бахтин), мифопоэтическое (В.Н. Топоров) и другие разновидности Т. п.

Для пространственной структуры текста важна исходная смысловая точка, указывающая на местоположение субъекта. Данная точка "здесь" или "там" может указывать на реальное положение автора относительно событий текста, постоянное или меняющееся, а может носить условный характер. Совместно с точкой текстового времени и самой категорией субъектности формируется локация текста: "я - здесь - сейчас" (исходный антропоцентрический пункт текстового хронотопа) или какой-либо другой ее вариант: "я - там - тогда", "он - здесь - сейчас", "он - там - тогда". Локальная точка местоположения автора может оставаться неизменной на протяжении текста, а может меняться по ходу развития текста. Эта точка, как и вся пространственная линия текста, может получить отдельное описание, в том числе детализированное, но может и не фиксироваться в тексте.

Т. п. имеет две разновидности: статическую (расположение в пространстве) и динамическую, или векторную (перемещение в пространстве). Обе эти идеи выражаются с помощью соответствующей лексики (место, пространство, длина, ширина, далеко, близко, направляться, удаляться), предлогов пространственного значения (на, к, из-за, над, под, около), слов с локальной семой на периферии лексического значения (такими семами характеризуется вся конкретно-предметная лексика, географические термины и топонимы). Для выражения статического пространства более значимы существительные, особенно с конкретно-предметным значением (пространство вещно), в изображении векторного пространства незаменимы глаголы пространственного перемещения, составляющие одну из самых крупных лексико-семантических групп рус. глагола (около 500 единиц лит. языка). На пространственном осмыслении предмета речи основано описание как функц.-смысловой тип изложения. Грамматическими средствами передачи идеи пространственной определенности и пространственных связей служат обстоятельственные распространители грамматической основы простого предложения с локальным значением и обстоятельственные придаточные предложения пространственной семантики.

Номинативная стратиграфия сигналов пространства также коррелятивна с категорией времени. Абсолютные пространственные операторы, или номинаторы, безотносительно обозначают пространство и его элементы (место, земля, комната, луг, идти, приехать), относительные операторы, или корреляторы, передают релятивное содержание пространственных элементов и связей (поверхность, приближаться, внизу, справа, внутри, из-за, над).

Различные функц. стили по-разному организованы в плане Т. п. Варьирующими величинами будут типы текстового пространства, актуальные для определенного стиля и жанра, статичность или динамичность текста в локальном отношении, набор пространственных операторов, составляющих ядро и периферию текстового поля локальности, и др. Так, науч. стиль характеризуется локальной привязкой "старого знания", тогда как основное содержание науч. текста - новое знание располагается в концептуальном пространстве с условной исходной точкой "здесь". Оф.-дел. текст, напротив, конкретно фиксирует эту точку, и она реально прописана в тексте, пространство носит здесь реально-исторический характер. Объективное пространство значимо также в публицистике, причем здесь не просто фиксируется определенная пространственная точка или сфера, но и осуществляется социальная характеризация пространства. Худож. речь рисует образ событийного пространства, а разговорная чаще всего лишь служебно обозначает пространственные координаты.

Обычно на всем протяжении текста операторы Т. п. соседствуют с операторами текстового времени, выражая целостность категории текстового хронотопа. Это качество подчеркивается наличием актуальных для данной сферы лексических единиц, семантика которых носит синтетический пространственно-временной характер (начало, продолжение, переход, выход). В целом хронотоп является способом пространственно-временной развертки темы в текст.

Лит.: Лихачев Д.С. Внутренний мир худож. литературы. - ВЛ. 1968. - №8; Лотман Ю.М. Структура худож. текста. - М., 1970; Успенский Б.А. Поэтика композиции: Структура худож. текста и типология композиционной формы. - М., 1970; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979; Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика, структура. - М., 1983; Чернухина И.Я. Элементы организации худож. прозаического текста. - Воронеж, 1984; Ибрагимова В.Л. Отражение в языке категории пространства // Исследования по семантике. - Уфа, 1986. См. также лит. к ст. Текстовое время, или темпоральность.

Т.В. Матвеева

Полезные сервисы

текстовой

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. текст I, связанный с ним

2. Находящийся, содержащийся в текст [текст I].

Толковый словарь Ушакова

ТЕКСТОВО́Й, текстовая, текстовое, и ТЕКСТОВЫЙ, текстовая, текстовое (тип.). прил. к текст в 3 и 4 знач. Текстовой набор. Текстовой шрифт.

Толковый словарь Ожегова

ТЕКСТ, -а, м.

Энциклопедический словарь

ТЕКСТОВО́Й, ТЕ́КСТОВЫЙ см. Текст.

Академический словарь

-а́я, -о́е.

1. прил. к текст (в 1 знач.).

Текстовые варианты.

||

Содержащий текст.

Текстовая фототелеграмма.

2. типогр.

Являющийся текстом (в 4 знач.).

Текстовой шрифт.

||

Сделанный текстом.

Текстовой набор.

Орфографический словарь

текстово́й и те́кстовый

Словарь ударений

текстово́й [не тэ]

B/ и A/ пр; 114 вар см. Приложение II

Трудности произношения и ударения

текстово́й и те́кстовый. Неправильно произношение [тэкстово́й], [тэ́кстовый].

Формы слов для слова текстовой

текстово́й, текстова́я, текстово́е, текстовы́е, текстово́го, текстовы́х, текстово́му, текстовы́м, текстову́ю, текстово́ю, текстовы́ми, текстово́м, текстова́, текстово́, текстовы́, текстове́е, потекстове́е, текстове́й, потекстове́й

Синонимы к слову текстовой

прил., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

текст/ов/о́й и те́кст/ов/ый.

Грамматический словарь

текстово́й п 1b⌧

Полезные сервисы

текстовой формуляр

Переводоведческий словарь

текстовой формуляр - элемент формализации документа; предусматривает единую для каждого вида и типа документа его внутреннюю функционально коммуникативную и структурную организацию, наиболее полно отражая структуру и содержание документа. Лежит в основе формуляров типовых и графических документов.

Полезные сервисы

текстовоспринимающая деятельность

Лингвистические термины

Слушание и чтение как основа для декодирования сообщения.

Аанализа текста

слушание и чтение как основа для декодирования сообщения.

Полезные сервисы

текстовочный

Толковый словарь Ожегова

ТЕКСТО́ВКА, -и, ж. (разг.). Краткий текст, поясняющий рисунок, снимок, плакат, карикатуру. Сопроводить рисунок остроумной текстовкой.

Полезные сервисы