ТИНДАЛЫ - ТИНДА́ЛЫ (самоназвание - идери), народ на Северном Кавказе, коренное население Западного Дагестана, родственны аварцам (см. АВАРЦЫ) и в переписях учитываются в их составе. В 1994 численность тиндалов оценивали в 10 тысяч человек, однако по итогам переписи 2002 только 44 человека назвали себя тиндалами. Они живут в основном в северо-западных районах Дагестана (Цумадинский, Кизилюртовский, Хасавюртовский), они говорят на тиндинском языке аваро-андо-цезской группы дагестанских языков. Тиндинский язык распадается на диалекты. Письменность на аварPڐސܠязыке. Верующие -мусульмане-сунниты.
Основные занятия - богарное земледелие (ячмень, пшеница, просо, тыква, морковь) и скотоводство. Из домашних промыслов были развиты кузнечное, столярное дело, обработка шерсти и кожи (изготовление вязаной одежды, скорняжных изделий), охота, пчеловодство. В материальной культуре тиндалы имеют много общего с аварцами. Сeла тиндалов находятся на непригодных для земледелия крутых склонах гор. Прямоугольные, двух- и трeхэтажные дома располагаются плотно и образуют собой многоярусный оборонительный комплекс с башнями и сторожевыми сооружениями. Одежду носят общекавказского типа. Основу питания в весенне-летний период составляли мучные и молочные блюда, осенью и зимой - мясные блюда. Своеобразие в культуре питания прослеживается в ритуальных блюдах, в некоторых деталях застольного этикета.
Органами самоуправления являлись сходы вольного общества и отдельных селений - джамаатов. Собирались они для решения вопросов общественно-политической и хозяйственной жизни. Судопроизводство осуществлялось в соответствии с адатом (писаными нормами обычного нрава) и шариатом. Социальную основу общества составляли малые семьи, объединeнные в тухумы (патронимические группы) по единству происхождения от общего предка. Тиндальские сeла Тинди, Акнада известны как центры религиозно-светского образования в Нагорном Дагестане. Среди известных в мусульманском мире учeных-богословов много тиндалов. Тиндалы тщательно соблюдают все события мусульманского календаря. Из доисламских обычаев сохранились обряды дождя, солнца. Популярностью пользуется народный праздник «Кьедоба», в основе которого лежит шуточная импровизация свадьбы, где в роли «жениха» выступает кукольный персонаж. Этот праздник устраивали обычно в зимнее время. Торжественно отмечался праздник первой борозды («Муса бешта»).