То́рвальдсен Бертель (Thorvaldsen) (1768 или 1770 - 1844), датский скульптор. Один из крупнейших мастеров европейского классицизма XIX в. Холодная сдержанность и идеализация образов соединяются в его произведениях со строгой гармонией, пластической завершённостью композиции («Ясон», 1802-03).
* * *
ТОРВАЛЬДСЕН Бертель - ТО́РВАЛЬДСЕН (Thorvaldsen) Бертель (19 ноября 1770, Копенгаген - 24 марта 1844, там же), датский скульптор. Родился в Копенгагене (см. КОПЕНГАГЕН) в 1770 (по некоторым источникам, в 1768), его отец был исландцем по происхождению, занимался торговлей гравюрами. Учился в Королевской Академии Художеств в Копенгагене, по окончании которой получил Золотую медаль. Как следствие, ему была пожалована королевская стипендия на продолжение образования в Риме (см. РИМ).
В 1797-1838 жил в Неаполе (см. НЕАПОЛЬ (город в Италии)) и Риме, где изучал античную скульптуру и произведения Рафаэля (см. РАФАЭЛЬ САНТИ). В Риме первой удачей Торвальдсена стала работа над статуей «Ясон», которую высоко оценил наиболее выдающийся итальянский скульптор того времени Антонио Канова (см. КАНОВА Антонио). В 1819 он вернулся в Данию для работы над колоссальными статуями Христа и Двенадцати Апостолов для собора в Копенгагене. Затем он снова вернулся в Рим, а в 1838 опять вернулся в Копенгаген. С 1825 являлся президентом римской Академии святого Луки, а с 1833 - президентом Академии Художеств в Копенгагене. Скончался внезапно в театре; большую часть своих средств завещал на создание музея в Копенгагене, а также большую коллекцию своих статуй и моделей для его наполнения. Большая часть работ сделана по мотивам греческой мифологии, однако он создавал портретные статуи. Работы Торвальдсена, выполненные преимущественно в мраморе, выставлены во многих музеях мира и, главным образом, в построенном по его завещанию Музее Торвальдсена в Копенгагене, во внутреннем дворике которого находится его могила.
Произведения Торвальдсена, тяготеющие к идеализации и холодной отвлеченности художественного строя, характерным для академического направления в европейском искусстве 19 в., отличаются виртуозным мастерством обработки мрамора, строгой гармонией композиций, статичностью и сдержанностью образов. Наиболее известны статуи «Ясон» (1802-1803), «Меркурий со свирелью», грандиозный фриз «Поход Александра Македонского» (вилла Карлотта у озера Комо, 1812). Торвальдсену принадлежит также ряд портретных статуй, в том числе статуи Коперника и Юзефа Понятовского в Варшаве, статуя римского папы Пия VII, статуя Е. А. Остерман-Толстой (около 1815-19, Санкт-Петербург, Эрмитаж).