кто, что от чего
Делать отступления от главного, уклоняться от сути.
Имеется в виду, что лицо (X) или - реже - повествование (p) отвлекается от основной проблемы, основного сюжета, главной мысли и т. д. Преимущественно о речи. реч. стандарт. ✦ X <P> отошёл в сторону от темы.
Именная часть неизм.
Обычно в роли сказ.
Порядок слов-компонентов нефиксир.
⊛ Неприятный тип! И потом эта его манера - начнёт о чём-то рассказывать и тут же уходит в сторону <...>. Как будто пробные камни бросает: среагирую - не среагирую. С. Максимова, Двое.Как все адвокаты, говорил он много и цветисто, ловко уходя в сторону от сути проблемы. Д. Донцова, Контрольный поцелуй.
⊜ - Подожди, подожди! Не отвлекайся, а то ты всё время в сторону уходишь! Давай о главном. Н. Наметов, Закат.
⊝ - Сейчас я на минутку отвлекусь и немного отойду в сторону от рассматриваемой проблемы. Я осознанно делаю это отступление, чтобы вы могли посмотреть на саму проблему под другим углом зрения. (Реч.)
⊡ Рассказ потёк плавно, изредка убегая в сторону. Из сказанного складывалась страшная картина. Д. Донцова, Дама с коготками.
культурологический комментарий:
Образ, лежащий в основе данного фразеол., связан с образом, отражённым во фразеол. УВОДИТЬ В СТОРОНУ (см. комментарий).
фразеол. содержит метафору, в которой удаление от главного, от основного содержания, от сути уподобляется физическому перемещению в пространстве.
фразеол. в целом отображает стереотипное представление о движении от фокуса внимания к состоянию внеположности ему.
автор:
В. В. Красных