Ула́нова Галина Сергеевна (1909/1910 - 1998), артистка балета, педагог, народная артистка СССР (1951), Герой Социалистического Труда (1974, 1980). В 1928-44 в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова; в 1944-60 в Большом театре (Москва), затем там же балетмейстер-репетитор. Партии: Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. И. Чайковского), Мария («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева), Жизель («Жизель» А. Адана), Джульетта («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева) и др. Искусству Улановой свойственны редкая гармония всех выразительных средств танца, развитие традиции русской балетной школы. Государственные премии СССР (1941, 1946, 1947, 1950), Ленинская премия (1957).
* * *
УЛАНОВА Галина Сергеевна - УЛА́НОВА Галина Сергеевна [26 декабря 1909 (8 января 1910), Санкт-Петербург - 21 марта 1998, Москва], русская балерина, педагог. Народная артистка СССР (1951). Дважды Герой Социалистического Труда (1974, 1980). Государственная премия СССР (1941, 1946, 1947, 1950). Ленинская премия (1957). Премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (1995). Награждена международными наградами: премия Анны Павловой (см. ПАВЛОВА Анна Павловна) Парижской Академии танца (1958), премия Оскара Парселли «Жизнь ради танца» (1988, Милан), Командорский орден за заслуги в области искусства и литературы (Франция, 1992). Почетный член Американской Академии искусств и наук.
Биография
Уланова родилась в семье артистов балета Мариинского театра (см. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР). Отец, Сергей Уланов, впоследствии стал балетным режиссером; мать, Мария Романова, была педагогом хореографического училища, у нее и училась дочь первые шесть лет. В 1928 Уланова окончила Ленинградское хореографическое училище (в выпускном классе занималась у знаменитой А. Я. Вагановой (см. ВАГАНОВА Агриппина Яковлевна)).
В том же театре (впоследствии сменившем название на Ленинградский государственный театр оперы и балета им С. М. Кирова) она впервые вышла на сцену. Здесь же всего лишь в 19 лет в 1929 станцевала свою первую ведущую партию - это была сложнейшая Одетта-Одиллия в «Лебедином озере». Притягательная сила творческой личности явила себя, едва юная балерина ступила на театральные подмостки. «Обыкновенная богиня», - тогда же крылато назвал ее А. Н. Толстой (см. ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич).
В Кировском Уланова проработала до 1944. Среди других ее лучших ролей, исполненных на сцене этого прославленного театра: Жизель («Жизель» А. Адана, (см. АДАН Адольф) 1932), Маша («Щелкунчик» П. И. Чайковского (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич), 1934), Мария («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, (см. АСАФЬЕВ Борис Владимирович) 1934). Но самым большим успехом Улановой стало создание пленительного и неповторимого образа Джульетты в балете С. С. Прокофьева (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич) «Ромео и Джульетта» (1940, балетмейстер Л. М. Лавровский (см. ЛАВРОВСКИЙ Леонид Михайлович)).
В 1944-60 Уланова была ведущей балериной Большого театра (см. БОЛЬШОЙ ТЕАТР в Москве), где также блистала в «Лебедином озере», «Ромео и Джульетте» (1947, в 1954 был снят фильм-балет), «Бахчисарайском фонтане» (1944) и др. Вершиной трагедийного танца Улановой стала роль Жизели (особенно в сцене сумасшествия). Танец Улановой отличали удивительная слитность техники и высокой одухотворенности. Ей удалось создать неповторимые образы лирических героинь, полные женственности и силы характера. Движения Улановой всегда были обусловлены внутреннем чувством, и в этом ей не было равных.
В 1960, в последний раз станцевав «Шопениану», она закончила карьеру примы-балерины. С 1960 и до конца своей жизни Уланова работала в Большом театре балетмейстером-репетитором. Среди ее учеников - целая плеяда звезд: Екатерина Максимова (см. МАКСИМОВА Екатерина Сергеевна), Владимир Васильев (см. ВАСИЛЬЕВ Владимир Викторович), Нина Тимофеева (см. ТИМОФЕЕВА Нина Владимировна), Людмила Семеняка (см. СЕМЕНЯКА Людмила Ивановна), Нина Семизорова (см. СЕМИЗОРОВА Нина Львовна), Алла Михальченко (см. МИХАЛЬЧЕНКО Алла Анатольевна), Надежда Грачева (см. ГРАЧЕВА Надежда Александровна).
Искусство Улановой
Уланова - великая русская балерина, о ней написано очень много. Однако по сей день остается неразгаданным: как удавалось ей столь гармонично сочетать возвышенные романтические идеалы с предельной правдивостью переживаний? Сложные «формулы» танца превращать в откровения души, близкие любому неискушенному зрителю, а простой жест, шаг, бег обращать в действо, потрясающее эмоциональной силой любого тонкого знатока?
Мир воспринимал Галину Уланову как возвышенный идеал, как прекрасную мечту о совершенстве и оказывал ей свои почести. Единственной балерине - ей при жизни были установлены памятники в Санкт-Петербурге (1984, скульптор М. К. Аникушин (см. АНИКУШИН Михаил Константинович)) и Стокгольме (1984, скульптор Е. А. Янсон-Манизер). В Голландии был выведен сорт тюльпанов «Уланова». Во Франции знаменитый зал «Плейель» после реконструкции открывался представлением в ее честь.
Уланова - первая «звезда», открывшая эру зарубежных турне советского балета. Самые же знаменательные - первые гастроли Большого театра в 1956 в Лондоне, где великая балерина танцевала Жизель и Джульетту и имела триумфальный успех, равного которому, по свидетельству зарубежных авторитетов, они не видели со времен Анны Павловой (см. ПАВЛОВА Анна Павловна). В дальнейшем гастроли Большого неизменно открывались спектаклем во главе с Улановой.
Вне театра
Круг интересов Улановой замыкался искусством, как и ее личная жизнь. Она трижды была замужем, и все трое ее избранников - выдающиеся люди искусства: режиссер Юрий Завадский (см. ЗАВАДСКИЙ Юрий Александрович), актер и режиссер Иван Берсенев (см. БЕРСЕНЕВ Иван Николаевич), художник Вадим Рындин (см. РЫНДИН Вадим Федорович).
У нее не было какого-либо хобби, побочных от профессии занятий. Но, конечно же, были пристрастия: «Природа для меня то же, что и музыка. Так же загадочна», - говорила балерина. Особенно она любила животных.
Была строга к себе. Ранним утром - целый час своя зарядка, в которую были включены и балетные па. И на склоне лет ее вес оставался тем же, что в артистические годы - 49 кг. Она всегда была элегантна, отличалась легкой изящной походкой. Магическая личность, чье творчество составило целую эпоху в истории мирового искусства.