1) предмет и задачи: первичное усвоение нового лингвистического материала по определенной теме;
2) методологические основы: ориентация на языковую материю;
3) лингвистические основы: изучение методически интерпретированной системы языка;
4) психологические основы: применение при изучении языка схем, образцов, моделей действия, ориентированных на формирование умственных действий;
5) дидактические принципы построения урока изучения нового материала:
а) принцип развивающего обучения;
в) принцип активности;
г) принцип доступности и последовательности;
д) принцип научности и систематичности;
е) принцип наглядности.
II. Цели, задачи и содержание:
1) образовательная цель;
2) задача усвоения логики изучаемого материала;
3) содержание урока, ориентированное на формулировку собственных выводов в результате анализа языкового материала, на усвоение правила, значения терминов.
III. Методы, приемы и средства обучения:
1) методы:
б) учет особенностей родного языка;
в) моделирование;
2) специфические для методики русского языка приемы, обусловленные способами выполнения операций, входящих в умственные действия;
а) таблицы;
б) записи для демонстрации через кодоскоп и др.
IV. Основные компоненты урока изучения нового материала:
1) сообщение темы, постановка цели предстоящего занятия;
2) целенаправленное повторение ранее пройденного материала;
3) психологическая подготовка учащихся (проблемные ситуации, постановка исследовательских задач);
4) изучение нового материала с помощью различных методов (наблюдения над языком, работа по определению понятий и формулировка правил);
5) первичное закрепление материала:
а) устная беседа учителя с учащимися по содержанию рассмотренных правил;
б) предупредительные диктанты устного и слухового типа;
в) выполнение упражнений по учебнику (осложненное списывание);
6) подведение итогов урока;