УЭЙТС Том - УЭ́ЙТС Том (Waits Tom) (полное имя Уэйтс Томас Алан) (р. 7 декабря 1949, Помона, Калифорния), американский певец. Его экстравагантную музыку нельзя отнести ни к блюзу (см. БЛЮЗ), ни к року (см. РОК-МУЗЫКА), ни к какому-либо другому направлению.
Его родители были школьными учителями, и семья постоянно переезжала из одного калифорнийского города в другой. Интерес к музыке у юного Уэйтса пробудился весьма рано и сначала выражался в том, что он увешивал стены своей комнаты листами бумаги с написанными на них словами песен Боба Дилана (см. ДИЛАН Боб). Позднее выступал в школе с песнями собственного сочинения. В это время Том увлекся джазом (см. ДЖАЗ) - его любимыми исполнителями стали «Диззи» Гиллеспи (см. ГИЛЛЕСПИ Диззи), Мос Эллисон, Хоуги Кармайкл.
В молодости работал пожарником, швейцаром, барменом, шофером, водителем такси. В начале 1970-х пел в группе Фрэнка Заппы (см. ЗАППА Фрэнк), гастролировал с суперзвездой кантри-энд-вестерн Чарли Ричем, пианистом Билли Престоном, Джоном Хэммондом и др. Тогда же певец записал собственный дебютный альбом Closing Time, музыка которого была эклектичной: джаз, блюз и даже кантри. В 1970-е гг. выпустил альбомы Heart Of Saturday Night (1974), двойной концерт Nighthawks At The Diner (1975), Small Change, Foreign Affairs (1977) и др.
В 1978 Том дебютировал в кино в фильме Paradise Alley. В том же году вышел диск Blue Valentine, ставший одним из лучших с момента начала карьеры Уэйтса как певца. В 1980 вышел ритм-энд-блюзовый (см. РИТМ-ЭНД-БЛЮЗ) альбом 1980 Heartattack And Vine.
Певец стал автором музыки (получила «Оскар (см. ОСКАР (в кино))») к фильму Фрэнсиса Форда Копполы (см. КОППОЛА Фрэнсис Форд) One From The Heart (1982). Некоторые песни саундтрека вместе с ним спела Кристал Гейл. Альбом Swordfishtrombones, записанный в августе 1982, стал прорывом Уэйтса в другую музыку - жесткую, но трогательную. Многие профессиональные музыканты считают ее непрофессиональной и безвкусной, но отмечают богатство палитры использованных инструментов и неповторимую, своеобразную мелодику, а также уникальный тембр голоса певца.
В 1985 вышел диск Raindogs. Продолжая экспериментировать с инструментами, певец стал делать то же самое со своим голосом (например, исполнял песни через мегафон).
В 1986 была записана следующая работа певца Franks Wild Years. Она состояла из песен к одноименному мюзиклу. В том же году он написал музыку для фильма Down By Law Джима Джармуша (см. ДЖАРМУШ Джим), позднее их сотрудничество продолжится. В 1991 он не только сочинил музыку для его фильма Night On Earth (1991), но и сыграл в нем алкоголика (у певца с 1970-х гг. серьезные проблемы со спиртным). В том же году вышел альбом Bone Machine, а в 1993 - альбом с музыкой, написанной к пьесе (показана в 1990) Роберта Уилсона и Уильяма Берроуза (см. БЕРРОУЗ Уильям) Black Rider. Несколько позже Уэйтс и Уилсон поставили «Алису в стране чудес», но отдельным альбомом музыка к этому фильму не выходила.
В конце 1980-х - первой половине 1990-х гг. Том редко давал концерты. В 1996 он поучаствовал в создании саундтреков (см. САУНДТРЕК) к фильмам Dead Man Walking (реж. Тим Роббинс, 1996) и The End Of Violence (реж. В. Вендерс (см. ВЕНДЕРС Вим), 1997). В 1999 выпустил альбом Mule Variation, в 2002 - работы Alice и Blood Money.
В 2002 вышли 2 пластинки - Alice и Blood Money, - музыка к спектаклям Роберта Уилсона. В 2004 появился альбом Real Gone, включающий композиции на политическую тематику. К примеру, песня The Day After Tomorrow - явный протест против вторжения американских войск в Ирак. В 2006 вышел тройной диск с новыми, а также неопубликованными композициями под названием Orphans: Brawlers, Bawlers And Bastard.