Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

файюмские портреты

Энциклопедический словарь

Файю́мские портре́ты - древнеегипетские заупокойные живописные портреты (расцвет - I - III вв.), найденные в 1887 в оазисе Эль-Файюм. Писались на доске в технике энкаустики и восковой темперы. Яркая жизненная характеристика образов, сочная пластика отличают портреты, ориентированные на античные традиции. Плоскостная, графичная живопись, условность образов характерны для египетской традиции.

* * *

ФАЙЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ - ФАЙЮ́МСКИЕ ПОРТРЕ́ТЫ, древнеегипетские заупокойные живописные портреты, найденные в 1880-х гг. близ оазиса Эль-Файюм (см. ФАЙЮМСКИЙ ОАЗИС) в селении Эр-Рубайят. В Египте во времена династии Птолемеев (см. ПТОЛЕМЕИ) и римского господства пришлое население (греки и римляне) оказалось под сильным воздействием египетской культуры, в том числе ими была заимствована древняя религиозная традиция бальзамирования тел, которую практиковали египтяне. В соответствии с египетским погребальным ритуалом лицо или голову обернутой пеленами мумии покрывали маской, представлявшей собой идеализированные черты лица усопшего.

Египетские погребальные традиции были восприняты римлянами, внесшими в них свои элементы. Переосмысление римлянами значения египетской погребальной маски привело к замещению ее портретами, написанными красками на дощечках. Файюмские портреты представляют собой изображения жителей римского Египта 1-4 веков н. э. - египтян, греков, нубийцев, евреев, сирийцев, римлян. Первые портреты приобрел австрийский антиквар Теодор Граф (1840-1903), от которого они попали в европейские музеи и в Америку. В 1887 г. английский археолог У. Питри Флиндерс (см. ПИТРИ ФЛИНДЕРС Уильям Мэтью) обнаружил в некрополе римского города Хавары (также близ Файюма) 90 мумий с файюмскими портретами; кроме этого, портреты обнаружили и в других городах около Файюмского оазиса - Арсиное, Каранисе, Фаг-эль-Гамусе, Тебтунисе. В целом в музеях мира хранятся более 700 «файюмских портретов». Название файюмских портретов закрепилось за этими произведениями, хотя аналогичные экземпляры были найдены и южнее - в Фивах, Антиное, Ахмиме, Ассуане. К сожалению, о первых раскопках имеется мало информации, поскольку изыскание портретов велось варварскими методами. Исключением из этого печального правила была хорошо документированная, но охватывавшая лишь малый процент всех существующих портретов работа Питри в Хаваре.

Выполненные восковыми красками (в технике энкаустики (см. ЭНКАУСТИКА)) и темперой (см. ТЕМПЕРА) (либо в смешанной технике) портреты по римскому обычаю хранились в рамках в атриуме в доме заказчика, однако после смерти изображенного на них портрет (или его копию) клали на лицо мумии, фигурно закрепляя его слоями погребальных бинтов; при этом портреты, подлаживаемые под нужный размер, нередко грубо обрезались. Есть указания на то, что мумии еще долго хранились в доме умершего, пока их не хоронили потомки или родственники. Женщины и мужчины, запечатленные на портретах, изображены в одеждах по эллинистической моде того времени. Обычный цвет мужской одежды - белый; у женщин - красный, но также зеленый, голубой или белый. Туника была украшена двумя вертикальными полосами (clavi). Серьги и ожерелья, надетые в основном на женщинах, соответствуют типам украшений, распространенных в определенную эпоху. Прически, как женские, так и мужские следуют (правда, с опозданием) столичной моде, задаваемой императорской семьей.

Портреты выполнялись преимущественно на дощечках из кедрового или кипарисового дерева размером 43 на 23 см при толщине около 1,6 мм. Существовало две техники исполнения портретов - темперой и восковыми расплавленными красками (в технике энкаустики). Самые ранние и лучшие портреты были выполнены в технике энкаустики в 1-2 вв. н. э. Краска, являвшаяся смесью пигмента и пчелиного воска, нагревалась для облегчения ее нанесения на доску. Существовало, по крайней мере, два основных инструмента: кисть и cestrum - металлический инструмент вроде современного тонкого ножа. Фон и общие участки цвета в основном закрашивались кистью - следы отдельных мазков чаще различимы там, где применялся cestrum, чтобы боېՐՠтщательно передать моделировку лица и волос. Античная техника энкаустики, в которой написано большое количество файюмских портретов, остается отчасти загадочной. В античности восковые краски, дававшие большие возможности для передачи пластического строения модели, играли такую же роль, как масляные в живописи позднейших времен. В отличие от энкаустики портреты, написанные темперой, выполнялись только кистью и были дешевле; краска замешивалась на яичной основе и сохла быстрее, однако уже нанесенные штрихи нельзя было исправить. Это и объясняет эффект рисунка большинства поздних «файюмских портретов».

Ранние экземпляры датируются 1 в. н. э., большинство - 2-3 вв. Со 2 в. портреты выполнялись прямо на холщовых погребальных пеленах, несмотря на то, что это был менее долговечный материал. Обыкновенно в заранее расписанный на определенный сюжет саван вставлялся заранее написанный портрет заказчика. Такова, например, погребальная пелена 2 в. молодого мужчины из собрания Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (см. МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ им. А.С. Пушкина). Традиция реалистического изображения портретируемых удерживалась в 3 в., но с 4 в. портреты пишутся почти всегда анфас и становятся схематичными. В 4 в. с утверждением в Египте христианства и прекращением практики бальзамирования тел умерших файюмские портреты постепенно исчезают.

Большой энциклопедический словарь

ФАЙЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ - древнеегипетские заупокойные живописные портреты (расцвет - 1-3 вв.), найденные в 1887 в оазисе Эль-Файюм. Писались на доске в технике энкаустики и восковой темперы. Яркая жизненная характеристика образов, сочная пластика отличают портреты, ориентированные на античные традиции. Плоскостная, графичная живопись, условность образов характерны для египетской традиции.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Файюмские портреты. Юноша в золотом венке. 2 в. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Файюмские портреты. "Юноша в золотом венке". 2 в. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

ФАЙЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ, древнеегипетские заупокойные живописные портреты, выполненные в технике энкаустики и восковой темперы. Названы по месту 1-й находки в 1887 в оазисе Эль-Файюм. Наиболее распространены в 1 - 3 вв. Портретам, ориентированным на античную традицию, свойственны жизненность, сочная пластика, на египетскую традицию - условность образов, плоскостность.

Полезные сервисы

файюмские поселения

Энциклопедический словарь

Файю́мские поселе́ния - эпохи неолита (5-е тысячелетие до н. э.) в районе оазиса Эль-Файюм в Египте. Остатки землянок, зерновые ямы, каменные и костяные орудия (в том числе вкладышевые серпы), керамика. Хозяйство: земледелие и скотоводство.

Большой энциклопедический словарь

ФАЙЮМСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ - стоянки эпохи неолита (5-е тыс. до н. э.) в районе оазиса Эль-Файюм в Египте. Остатки углубленных в землю жилищ, зерновые ямы, каменные и костяные орудия, керамика. Занятие населения - сельское хозяйство.

Полезные сервисы

файюмский оазис

Энциклопедический словарь

ФАЙЮМСКИЙ ОАЗИС - ФАЙЮ́МСКИЙ ОА́ЗИС (Эль-Файюм, Al Fayyum), оазис на северо-востоке Ливийской пустыни, в Египте (мухафаза Эль-Файюм (см. ЭЛЬ-ФАЙЮМ)), один из древнейших центров земледелия и культуры.

Открыты стоянки эпохи неолита (так называемые Файюмские поселения), относящиеся к 6-5 тысячелетию до н. э. Сохранились остатки углубленных в землю жилищ, зерновые ямы, каменные и костяные орудия, керамика. Основным занятиям населения являлось сельское хозяйство, здесь зарождается египетская земледельческая культура.

Расцвет Файюмского оазиса приходится на Среднее Царство, особое внимание развитию оазиса уделяли фараоны 12-ой династии. Царствование Аменемхета III (см. АМЕНЕМХЕТ III) стало апогеем экономического расцвета не только Файюмского оазиса, но и всего Египта в период Среднего царства. При Аменемхете III в Файюмском оазисе были возведены огромные дворцы в честь местного бога-крокодила Себека; было создано искусственное Меридово озеро (совр. озеро Керун), ставшее благодаря грандиозной системе шлюзов огромным резервуаром для воды. С другой стороны, благодаря тому, что земли около озера были осушены, были образованы дополнительные посевные площади. В разное время озеро называлось Ше («озеро»), Ше-ур («великое озеро»), Ми-ур («великое море»). По названию озера «Ше» называлась и вся область - Та Ше («Земля озера»), от которого и произошло арабское Эль-Файюм (от арабского «море»). В оазисе, близ современного поселения Хавара, Аменемхет III построил свою пирамиду (до этого он построил пирамидув Дахшуре, однако она не была использована для его захоронения), у восточной стороны которой был построен заупокойный храм, известный у греков как «Лабиринт» (Лабиринт в Файюме), о котором рассказывали многие классические писатели, в том числе, Геродот и Страбон.

Пирамида в Хаваре была построена из кирпича-сырца и облицована плитами из известняка. Внутри нее была построена система сложных ходов с ложными проходами, вход в пирамиду расположен довольно необычно - с южной стороны. Сама погребальная камера была целиком высечена из желтого кварцита. Длина камеры 6,71 м, ширина 2,4 м, высота 1,83 м. Толщина стен 60 см. Вес этого блока составляет примерно 427 кг. Погребальная камера была вставлена в вырубленное в скале углубление, а поскольку дверей в ней не имелось, то проникнуть туда можно было только отодвинув одну из трех каменных плит потолка. В погребальной камере было найдено два саркофага - Аменемхета III и его дочери Нефру-Птах, а также два ящика с канопами.

Согласно описанию Геродота, Лабиринт представлял «двенадцать крытых зал, порталами своими расположенные одна против другой и соединенные между собою в одно помещение», помимо которых в Лабиринте было различных комнат три тысячи, «одни подземные, другие на поверхности земли над первыми». По Страбону, Лабиринт состоял «из такого количества царских помещений, сколько прежде было округов… у входов в залы находятся в большом числе длинные крытые ходы, соединяющиеся между собою извилистыми путями, так что ни вход в какую бы то ни было залу, ни выход из нее невозможен для постороннего человека без проводника».

К сожалению, Лабиринт очень плохо сохранился, от него остались в основном лишь немногочисленные обломки каннелированных колонн и фрагменты от рельефов, которые некогда украшали стены. Раскопан в 1888-89 гг. известным английским археологом Флиндерсом Питри (см. ПИТРИ ФЛИНДЕРС Уильям Мэтью). Раскопки показали, что Лабиринт занимал площадь в 72 тысячи кв. м. Питри удалось обнаружить многочисленные фрагменты статуй Себека, главного божества Файюма, который был представлен в различных ипостасях.

При входе в Файюмский оазис со времен 12 династии сохранились руины древнеегипетского города Хетеп-Сенусерт («Сенусерт доволен», современное название Кахун, иногда «город строителей пирамид»). Предположительно возникший в процессе сооружения пирамиды фараона Сенусерта II, находящийся поблизости, этот комплекс различных гражданских построек дает возможность узнать принцип планировки и других древнеегипетских городов. В результате раскопок было найдено огромное количество вещей, которые проливают новый свет на социальную и экономическую жизнь древнего Египта. О разнице в благосостоянии, например, свидетельствуют дома разных размеров и качества. Были обнаружены десятки папирусов на самые разнообразные темы - от счетов и текстов законов до гинекологических и ветеринарных трактатов. Все эти предметы позволяют лучше узнать об управлении и материальном снабжении жителей этого многонационального поселка.

Благодаря построенным оросительным системам в античные времена оазис стал одним из крупнейших производителей зерна в средиземноморском регионе, здесь удавалось собирать три урожая в год. В эпоху эллинизма оазис становится одним из центральных районов эллинистического Египта, здесь проживают не только египтяне, но также греки, римляне и множество других народов, к этому времени относятся найденные первоначально в Файюмском оазисе знаменитые Файюмские портреты (см. ФАЙЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ).

Полезные сервисы