фиговый лист -
смоковный (фиговый) лист
Ср. И узнали они, что наги, и сшили себе смоковные листья, и сделали себе опоясание.
Бытие. 3, 7.
См. показывать кукиш.
крыл. сл. Выражение употребляется в значении: лицемерное прикрытие чего-либо постыдного, непристойного, а также лицемерная маскировка подлинных намерений или истинного положения дела. Выражение восходит к Библейскому мифу об Адаме и Еве, познавших после грехопадения стыд и опоясавшихся листьями смоковницы (фигового дерева) (Бытие, 3, 7). Распространению выражения способствовало то. что с XVI в. скульпторы применяли фиговый листок при изображении нагого тела. Эта условность, державшаяся до конца XVIII в., возникла как уступка церкви, признававшей греховным реалистическое изображение наготы в искусстве.
Книжн. Ирон. Лицемерная, плохо скрытая маскировка подлинных намерений, нечестных, предосудительных.
- Вы бы порылись в душах этих скромниц, послушали бы их разговоры между собой. Актрисы и притворщицы - вот и всё! Прикрываются фиговыми листочками, чтобы никто не заметил, что за ними делается (Шеллер-Михайлов. Над обрывом).
- По библейскому мифу Ева, познавшая после грехопадения стыд, опоясалась, чтобы прикрыть свою наготу, листьями смоковницы (фигового дерева). Позже (с XVI по XVIII в.) в скульптуре и живописи фиговый листок стал изображаться на месте половых органов обнажённых фигур. Эта условность возникла как уступка Церкви, признавшей греховным реалистическое изображение наготы в искусстве. Лит.: Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. - М., 1960. - С. 633.
Выражение употребляется в значении: лицемерное прикрытие чего-либо постыдного, непристойного, а также лицемерная маскировка подлинных намерений или истинного положения дела. Выражение восходит к Библейскому мифу об Адаме и Еве, познавших после грехопадения стыд и опоясавшихся листьями смоковницы (фигового дерева) (Бытие, 3, 7). Распространению выражения способствовало то, что с XVI в. скульпторы применяли фиговый листок при изображении нагого тела. Эта условность, державшаяся до конца XVIII в., возникла как уступка церкви, признававшей греховным реалистическое изображение наготы в искусстве.
Из Библии. В Ветхом Завете рассказывается, как после грехопадения Адам и Ева познали стыд и опоясали себя листьями смоковницы (фигового дерева): «И открылись глаза у них, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Бытие, гл. 3, ст. 7).
Распространению этого выражения способствовало главным образом то обстоятельство, что начиная с XVI в. и вплоть до конца XVIII в. европейские скульпторы при ваянии нагого человеческого тела были вынуждены отчасти «прикрывать» его посредством фигового листа. Эта условность была уступкой христианской Церкви, которая считала естественный вид человеческого тела «греховным» и «неприличным».
Иносказательно: благовидное прикрытие неблаговидных дел, незавидного положения вещей и т. д. (ирон., неодобр.).