Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

фицджеральд

Грамматический словарь

Фицдже́ра́льд ф. 1а ~ 0 (-дже́- ♠)

Сканворды для слова фицджеральд

- Американская джазовая певица, которую называли «леди Элла» и «первая леди песни».

- «Первая леди джаза».

- Президент Джон ... Кеннеди.

- Британская актриса, исполнившая роль Мириам в фильме «Исход: Цари и боги».

- Американский писатель, автор романов «Последний магнат», «По ту сторону рая», «Великий Гэтсби».

- Американский писатель, автор романов «Опять Вавилон», «Ночь нежна», книги очерков «Крах».

Полезные сервисы

фицджеральд фрэнсис

Афоризмы

Фицджеральд, Фрэнсис Скотт Ки (Fitzgerald, Francis Scott Key)

(1896 - 1940)

Американский писатель.

Афоризмы, цитаты

Уметь писать - то же, что уметь плавать под водой, не задыхаясь.

Писать хорошую книгу - то же самое, что нырнуть под воду и задержать дыхание.

Полезные сервисы

фицджеральд фрэнсис скотт

Энциклопедический словарь

Фицдже́ральд Фрэнсис Скотт - Фицджералд (Fitzgerald) (1896-1940), американский писатель. В психологическом романе «Великий Гэтсби» (1925), где «доверие лишь голосу сердца» допускает оправдание собственного индивидуализма и стяжательских амбиций, нравственно развенчивается романтизация «американской мечты» - идеи социального успеха. Роман «Ночь нежна» (1934) о загубленном таланте «природного идеалиста», не выдержавшего соблазнов богатства и богемы. В неоконченном социальном романе «Последний магнат» (опубликован в 1941) - трагическое столкновение благородной иллюзии и горькой правды жизни. Автобиографическая книга очерков «Крах» (опубликован в 1946).

* * *

ФИЦДЖЕРАЛЬД Фрэнсис Скотт - ФИЦДЖЕ́РАЛЬД Фрэнсис Скотт (1896-1940), американский писатель. Психологический роман «Великий Гэтсби» (1925) нравственно развенчивает «американскую мечту» - идею социального преуспеяния; роман «Ночь нежна» (1934) о таланте, загубленном богатством и богемой. Неоконченный социально-политический роман «Последний магнат» о Голливуде («фабрике грез»). Новеллы, автобиографическая проза.

* * *

ФИЦДЖЕ́РАЛЬД (Fitzgerald) Фрэнсис Скотт (24 сентября 1896, Сент-Пол, шт. Миннесота - 21 декабря1940, Голливуд), американский писатель.

Один из наиболее значительных писателей «потерянного поколения (см. ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ)», Фицджеральд своими книгами и стилем жизни существенно повлиял на умонастроения молодежи в десятилетие после Первой мировой войны (см. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914-18), которое, по заглавию его сборника рассказов (1922), стали называть «веком джаза». Современники неизменно воспринимали Фицджеральда скорее как символ своей эпохи, чем как художника, обладающего уникальной творческой индивидуальностью. Конец этой эпохи, на смену которой после биржевого краха (октябрь 1929), принесшего разорение миллионам людей, пришел экономический и социальный кризис невиданного масштаба («Великая депрессия (см. ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ)»), драматически сказался на творческой судьбе Фицджеральда, не сумевшего сполна осуществить возможности, заложенные в его даровании.

Ранний успех

Родился в семье неудачливого коммивояжера. Лишь благодаря заботам преуспевающих родственников Фицджеральд получил возможность окончить престижный Принстонский университет. На всю жизнь Фицджеральд сохранил «тайную незатухающую ненависть» к толстым кошелькам и, подобно своим типичным героям, тяготился тем, что ему постоянно приходилось «собственными силами добиваться спасения от жизненных невзгод». Ощущение жестокой несправедливости судьбы, сделавшей его персонажей людьми скромного социального статуса, и вместе с тем вера в американский миф о равных возможностях для всех, о вознагражденной инициативности и земном рае, который дано обустроить для себя каждому, создают основной конфликтный узел в лучших романах Фицджеральда - «Великий Гэтсби» (1925) и «Ночь нежна»(1934), определяя самосознание его центральных героев. Заключенный в этой коллизии драматизм отчетливо чувствовал сам Фицджеральд, который в автобиографическом эссе «Ранний успех» говорил, что у него «все сюжеты... непременно заключали в себе какое-то несчастье», а персонажи, которые были ему особенно близки, оказывались «прекрасными, но обреченными» (так озаглавлен роман, вышедший в 1922).

Литературный успех Фицджеральда вправду был ранним и шумным. Первый роман «По эту сторону рая» (1920) он написал сразу по окончании армейской службы в Алабаме, где Фицджеральд женился на юной Зельде Сейр, ставшей прототипом большинства его героинь. Роман выразил настроения тех, кто, не успев попасть на фронт, тем не менее пережил войну как переломное событие в истории, затронувшее всех, кому выпало жить в эти годы, когда были подорваны привычный порядок вещей и традиционная система ценностей. Книга повествовала о «потерянном поколении», для которого «все боги умерли, все войны отгремели, всякая вера исчезла». Сознавая, что после исторической катастрофы стали невозможными прежние формы человеческих отношений, персонажи первых романов и рассказов Фицджеральда чувствуют вокруг себя духовный вакуум и им передается свойственная «веку джаза» жажда интенсивной эмоциональной жизни, свободы от традиционных нравственных ограничений и табу, но также и душевная ранимость, неуверенность в будущем, очертания которого теряются за стремительностью перемен, происходящих в мире.

Передав этот сложный комплекс настроений наиболее достоверно, Фицджеральд стал поэтом эпохи, когда «Америка затевала самый массовый, самый шумный карнавал за всю свою историю». Сцены праздника, устроенного заглавным героем «Великого Гэтсби» в своем поместье, раскрывают смысл метафоры карнавала, которая, по Фицджеральду, всего выразительнее характеризует атмосферу «века джаза». Магнат, дарящий радость разношерстному обществу, оказывается вульгарным спекулянтом, разбогатевшим на незаконной торговле спиртным. Романтика соседствует с практицизмом, поэзия переплелась с пошлостью, а пиршество жизнелюбия обрывается кровавой развязкой.

За историей, словно бы почерпнутой из полицейской хроники, Фицджеральд обнаружил драму поколения, преследуемого комплексом своей обделенности успехом и счастьем, сколь ни тривиальны его представления об осуществленной мечте. В изображении писателя биография бутлегера стала свидетельством краха «иллюзий, которые придают миру такую красочность, что, испытав эту магию, человек становится безразличен к понятию об истинном и ложном». Так определил основной конфликт «Великого Гэтсби» его автор.

Долина Шлака

Свалка, прилегающая к усадьбе Гэтсби, играет важную роль в финальных эпизодах романа: эта Долина Шлака - контрастный образ по отношению к «нетронутому зеленому лону нового мира», над которым, в мечтах героя, для всех когда-нибудь воссияет звезда неимоверного счастья». Под знаком этих контрастных метафор прочитывается биография Фицджеральда и Зельды, которая во многом строилась ими как сюжет романа о «потерянном поколении».

Воплощая все основные черты этого поколения в своем социальном поведении, они верили в собственную «зеленую звезду» на протяжении 1920-х годов, проведенных ими преимущественно в Париже, где тогда существовала большая американская колония, в основном состоявшая из писателей и художников, близких Фицджеральду по духовной и этической ориентации. Этот период, драматически оборвавшийся, когда «век джаза» сменился буднями «великой депрессии» (как раз в это время у Зельды диагностировали душевное заболевание), нашел свое отражение в романе «Ночь нежна», действие которого развертывается в Европе. Описанная в нем трагедия молодого врача-психиатра, предстающего идеалистом, который не в силах осознать и принять истинную природу вещей (в особенности - порядок жизни общества, беспощадного к неудачникам), носит автобиографический характер. Книга передает привычное психологическое состояние Фицджеральда после возвращения в США осенью 1929, преследовавшее его ощущение своей человеческой и творческой несостоятельности, приступы депрессии, когда ему казалось, что для него время остановилось - «три часа ночи день за днем».

Крайне стесненные денежные обстоятельства заставили Фицджеральда постоянно писать скептично им оцениваемые рассказы для коммерческих еженедельников, используя с целью достижения сугубо внешних эффектов мотивы и художественные ходы, которые принесли ему славу десятилетием раньше (лучшие из этих рассказов посмертно изданы отдельной книгой - «Цена была высока», 1979).С 1935 Фицджеральд стал штатным сотрудником сценарного отдела киностудии «Метро-Голдуин-Майер». Ни один из сценариев, над которыми он работал, не был запущен в производство, однако впечатления от Голливуда подсказали сюжет его неоконченного романа «Последний магнат» (опубликован в 1941), где ясно распознаются «подземные толчки» истории, приближающейся к новой трагической кульминации.

В 1945 увидел свет том автобиографической прозы Фицджеральда «Крушение». В нем писатель с предельной откровенностью рассказал о пережитой им личной драме и на основании документальных свидетельств создал один из наиболее запоминающихся образов поколения, к которому принадлежал он сам.

Большой энциклопедический словарь

ФИЦДЖЕРАЛЬД Фрэнсис Скотт (1896-1940) - американский писатель. Психологический роман "Великий Гэтсби" (1925) нравственно развенчивает "американскую мечту" - идею социального преуспеяния; роман "Ночь нежна" (1934) о таланте, загубленном богатством и богемой. Неоконченный социально-политический роман "Последний магнат" о Голливуде ("фабрике грез"). Новеллы, автобиографическая проза.

Полезные сервисы

фицджеральд элла

Энциклопедический словарь

ФИЦДЖЕРАЛЬД Элла - ФИЦДЖЕ́РАЛЬД (Фицджералд) (Fitzgerald) Элла (25 апреля 1917, Ньюпорт-Ньюс - 15 июня 1996, Беверли-Хиллс, шт. Калифорния), американская джазовая (см. ДЖАЗ) певица.

Родилась 25 апреля 1917 в Ньпорте-Ньюс (шт. Вирджиния). В школьные годы охотно пела, но предпочитала пению танцы. Ее природная застенчивость препятствовала желанию стать эстрадной артисткой. Однако, подав заявку на местный конкурс как балерина, в последнюю минуту она выбрала пение. Неожиданный успех побудил ее участвовать в других конкурсах, где она часто побеждала.

Выступление в Harlem"s Apollo Theatre, где она имела успех, явилось важным событием в ее жизни - ее пригласил к себе в оркестр Чик Вебб, где Элла довольно быстро стала главной фигурой оркестра. Вскоре были сделаны и первые записи певицы.

С Веббом были записаны хиты: Sing Me A Swing Song, Oh Yes Take Another Guess, The Dipsy Doodle, If Dreams Come True, A-Tisket A-Tasket, F.D.R. Jones и Undecided. После смерти Вебба в 1939 Элла стала лидером оркестра и сохранила это положение до 1942.

В это же время Фицджеральд начала свою сольную карьеру, делая записи многочисленных популярных песен, иногда вместе с другими артистами (в конце 1940-х годов пела с Норманом Гранцем). Строгий контроль Гранца помог становлению Фицджеральд как одной из ведущих джазовых певиц Америки. Она была популярна также и среди неджазовой аудитории, а благодаря тщательному отбору репертуара стала лучшей исполнительницей песен из «Большой американской популярной книги песен» (Great American Popular Song Book). Элла работала над серией сборников песен ведущих авторов Америки, а также много ездила с концертами. В 1958 выступала вместе с Дюком Эллингтоном (см. ЭЛЛИНГТОН Дюк) в Нью-Йорке, затем гастролировала по Европе с Оскаром Питерсоном (см. ПИТЕРСОН Оскар).

Фицджеральд обладала колоссальным диапазоном голоса, который был способен сохранять легкую вибрацию в течение большей части ее карьеры, придавая свежесть и привлекательность исполнению песен в стиле скэт (см. СКЭТ). Она была элегантно-виртуозной джазовой певицей, ее работа с аккомпаниатором Реем Брауном (ее мужем, их сын, Рей Браун-младший, - барабанщик), а также Джо Пассом и Томми Фланаганом была всегда безупречно продумана. Один из последних ее концертов состоялся в Нью-Йорке в Карнеги-Холл в 1985, на котором она исполнила Oh, But I Do и Showed Me the Way. Выступление прошло с огромным успехом.

Неоценим вклад певицы в развитие джазовой музыки, популяризацию лучших песен, великолепное исполнение которых сохраняет за ней место самой выдающейся джаз-вокалистки, звезды мирового джаза.

Полезные сервисы

фицджеральд, фрэнсис скотт

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Фрэнсис Скотт Фицджеральд.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд.

ФИЦДЖЕРАЛЬД Фрэнсис Скотт (1896 - 1940), американский писатель. В психологическом романе "Великий Гэтсби" (1925), где "доверие лишь голосу сердца" допускает оправдание собственного индивидуализма и стяжательских амбиций, нравственно развенчивается романтизация "американской мечты" - идеи социального успеха. Роман "Ночь нежна" (1934) - о загубленном таланте "природного идеалиста", не выдержавшего соблазнов богатства и богемы. В неоконченном социальном романе "Последний магнат" (опубликован в 1941) - трагическое столкновение благородной иллюзии и горькой правды жизни. Автобиографическая книга очерков "Крах" (опубликована в 1946).

Полезные сервисы