ФРАНКЛИН Бенджамин - ФРА́НКЛИН Бенджамин (Benjamin Franklin) (17 января 1705, Бостон - 17 апреля 1790, Филадельфия), американский государственный деятель, ученый-просветитель, участник Войны за независимость (см. ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ), один из авторов Декларации независимости (см. ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ США) США (1776) и Конституции США (см. КОНСТИТУЦИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ) (1787).
Был младшим ребенком в многодетной семье небогатого ремесленника. До десяти лет посещал школу, затем начал помогать отцу в мыловарне, работал в типографии своего брата, сотрудничал в его газете. В 1723 Франклин перебрался в Филадельфию, где также устроился типографским рабочим. В 1724-1726 гг. изучал типографское дело в Лондоне. В 1727 основал собственную типографию в Филадельфии, в 1729-1748 годах издавал популярную в североамериканских колониях «Пенсильвания газет» (Pennsylvania Gazette).
Наряду с издательской деятельностью занимался древними и иностранными языками, литературой, философией, физикой; стал одним из образованнейших людей своего времени. Свои просветительские взгляды Франклин излагал в газетных публикациях и ежегодном «Альманахе бедного Ричарда», который издавался в 1733-1758 годах. В пословицах и афоризмах Франклин прославлял благоразумие, трудолюбие и честность. Добившись преуспевания, стал видным общественным деятелем Филадельфии, создал в городе первую в североамериканских колониях публичную библиотеку (1731), оказывал помощь пожарной части, страховой компании.
В основе политических воззрений Франклина лежала концепция естественных и неотъемлемых прав человека, к которым он относил жизнь, свободу и собственность. Полагая, что основой государства является общественный договор, Франклин утверждал право народа (в случае нарушения правительством этого договора) на восстание. В области политической экономии ученый выступил против господствовавшей меркантилистской теории (см. МЕРКАНТИЛИЗМ), отстаивал экономические воззрения физиократов (см. ФИЗИОКРАТЫ). За полвека до Адама Смита (см. СМИТ Адам) сформулировал трудовую теорию стоимости (1729).
Формально принадлежа к пресвитерианской церкви (см. ПРЕСВИТЕРИАНЕ), Франклин примыкал к деизму (см. ДЕИЗМ). Ортодоксальной церковной догме он противопоставлял идею «естественной религии», в которой роль Бога сводилась к акту сотворения мира. Ученый рассматривал движение как имманентное свойство материи. Его этические воззрения основывались на представлении о естественном, утилитарном характере нравственности, которая должна быть освобождена от религиозного обоснования. Признавая необходимость религии для сохранения общественной нравственности, он терпимо относился к различным конфессиям.
В 1736-1751 гг. Франклин являлся секретарем Генеральной ассамблеи Пенсильвании, в 1737-1753 гг. был заместителем почтмейстера Пенсильвании, в 1753-1774 гг. - генеральным почтмейстером североамериканских колоний. В 1743 году он стал основателем Американского философского общества, членами которого были Т. Джефферсон (см. ДЖЕФФЕРСОН Томас) и Дж. Адамс (см. АДАМС Джон). В 1751 Франклин основал Филадельфийскую академию (позднее Пенсильванский университет (см. ПЕНСИЛЬВАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)) и больницу для бедных. Он был одним из инициаторов созыва первого конгресса представителей североамериканских колоний в Олбани (1754), предложил план объединения колоний, который был одобрен конгрессом, но отклонен как колониями, так и метрополией.
С 1757 являлся представителем Пенсильвании в Лондоне. На этом посту он был до 1775 (за исключением периода 1762-1765; с 1768 был также представителем Джорджии, с 1769 - Нью-Джерси, с 1770 - Массачусетса). Основной задачей Франклина в Великобритании было согласование объема налогов и практики их взимания в колониях. Изучение налоговых проблем изменило мнение Франклина о необходимости создания единого правительства для всех британских колоний в Северной Америке. Ученый поддержал идею о том, что налоговый вопрос должен быть передан в компетенцию представительных органов местной власти. Он выступил против закона о Гербовом сборе и способствовал его отмене.
После начала Войны за независимость Франклин вернулся на родину, был избран членом Второго Континентального конгресса (см. КОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ КОНГРЕССЫ), участвовал в подготовке и подписании Декларации независимости (1776). Он возглавлял работу конвента по выработке первой конституции Пенсильвании. В начале Войны за независимость выступал за усиление самостоятельности колоний в рамках Британской империи, затем, с развитием революционного движения, - за отделение колоний от метрополии и провозглашение политической независимости.
В 1776 Франклин отправился во Францию. Целью его миссии был поиск союзников в борьбе с Великобританией. Он использовал все свои связи, репутацию и известность как ученого для организации помощи Соединенным Штатам. Добиться от Франции заключения договора о предоставлении займов и военной помощи Северной Америке удалось в 1778. После этого конгресс назначил Франклина посланником США во Франции. На этом посту Франклин способствовал укреплению международного положения США, признанию нового государства европейскими державами. В 1781-1783 годах входил в состав делегации по заключению мира с Великобританией, участвовал в подписании Версальского договора (см. ВЕРСАЛЬСКИЙ ДОГОВОР 1783 года) (1783), по которому окончательно была признана независимость США. В 1785 вернулся в США, возглавил легислатуру Пенсильвании (1785-1788), участвовал в работе Конституционного конвента по выработке Конституции США (1787).
Франклин отстаивал принцип федерации всех штатов с сохранением широкого местного самоуправления, выступал против усиления исполнительной власти, за установление всеобщего избирательного права, не ограниченного имущественным цензом. Он был решительным противником рабства. (см. РАБСТВО)
Как ученого Франклина привлекало естествознание. Он собрал обширные сведения о штормовых ветрах (норд-остах) и предложил теорию, объяснявшую их происхождение. При его участии были проведены измерения скорости, ширины и глубины Гольфстрима, и это течение (название которому дал Франклин) было нанесено на карту. Особый интерес Франклин проявлял к физике. Он занимался измерением теплопроводности различных материалов, изучал явления охлаждения жидкости при испарении, исследовал распространение звука в воде и воздухе. Наибольшее значение имели его работы в области электричества (1747-1753). Ученый объяснил принцип действия лейденской банки, установив, что главную роль в ней играет диэлектрик, разделяющий проводящие обкладки; ввел общепринятое обозначение электрически заряженных частиц «+» и «-»; разработал общую теорию электрических явлений, исходившую из предположения о существовании единой электрической субстанции, недостаток или избыток которой обусловливает знак заряда тела. Заслугой Франклина стало установление тождества атмосферного и получаемого с помощью трения электричества и доказательство электрической природы молнии. Обнаружив, что металлические стержни, соединенные с землей, снимают электрические заряды с заряженных тел даже без соприкосновения с ними, Франклин предложил эффективный метод защиты от грозового разряда - молниеотвод. Ученому принадлежит ряд других изобретений: лампа для уличных фонарей, бифокальные очки, экономичная «франклиновская» печь, «электрическое колесо», вращающееся под действием электростатических сил, применение электрической искры для взрыва пороха.
Большое значение для распространения научных открытий Франклина в Европе сыграли его письма к члену Лондонского королевского научного общества П. Коллинсону, который опубликовал их на собственные средства. Научные заслуги Франклина получили международное признание. Он был избран почетным членом ряда иностранных академий и обществ, в том числе Петербургской академии наук (1789).
Среди творческого наследия Франклина (включающего политические трактаты, философские эссе и притчи, сатирические памфлеты, естественнонаучные труды) особое место занимает «Автобиография» (1771-1789; первое полное издание на английском языке - 1868), признанная классическим произведением американской литературы. Развивая идеи нравственного совершенствования, Франклин выделил тринадцать добродетелей, к которым должна стремиться личность - воздержанность, молчаливость, любовь к порядку, решительность, бережливость, трудолюбие, искренность, справедливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие, целомудрие, кротость.