Фу́ртвенглер Вильгельм (Furtwängler) (1886-1954), немецкий дирижёр. Один из крупнейших дирижёров XX в. Руководитель Берлинского филармонического оркестра (1922-1952, с перерывом; в 1952 избран его дирижёром пожизненно), Венского филармонического оркестра (1928-1930, 1939-1945), лейпцигского оркестра Гевандхауза (до 1928). Гастролировал.
* * *
ФУРТВЕНГЛЕР Вильгельм - ФУ́РТВЕНГЛЕР (Furtwangler) Вильгельм (полное имя Густав Генрих Эрнст Мартин Вильгельм) (25 января 1886, Берлин - 30 ноября 1954, Баден-Баден), немецкий дирижер, композитор. Сын А. Фуртвенглера (см. ФУРТВЕНГЛЕР Адольф).
Дирижер Третьего рейха
С детства сочинял музыку, получил разностороннее образование (в том числе в Мюнхенской академии музыки). Его дирижерский дебют состоялся в 1907 в Мюнхене. В 1908-1909 работал коррепетитором Мюнхенской оперы под руководством Ф. Мотля (см. МОТЛЬ Феликс). Будучи музыкальным руководителем оперных театров в Любеке (1911-15) и Мангейме (1915-20), выдвинулся в ряд ведущих дирижеров Германии. С 1920 регулярно дирижировал оркестрами Франкфурта, Берлина, Вены. В 1922-28 возглавлял лейпцигский Гевандхауз (см. ГЕВАНДХАУЗ) - один из старейших и самых знаменитых оркестров Германии. В 1922 возглавил также Берлинский филармонический оркестр, с которым была связана вся его дальнейшая деятельность. До конца своих дней выступал и с Венским филармоническим оркестром. Гастролировал как оперный и симфонический дирижер, в том числе в Великобритании (с 1924) и США (с 1925). После 1933 Фуртвенглер как самый крупный из оставшихся в Германии дирижеров-«арийцев» занял видное место в структуре гитлеровского режима. Поначалу он пытался противостоять нацистской культурной политике, что привело к его опале; исполнив в 1934 симфонию «модерниста» П. Хиндемита (см. ХИНДЕМИТ Пауль) «Художник Матис», он вызвал гнев Геббельса. В 1935 деятельность Фуртвенглера возобновилась; до весны 1945 он продолжал выступать с оркестрами Берлина и Вены.
После войны
После падения Третьего рейха (см. ТРЕТИЙ РЕЙХ) Фуртвенглер был отстранен от руководства Берлинским филармоническим оркестром, однако в 1947 союзническая администрация «простила» ему былое сотрудничество с нацистами. Последние семь лет жизни Фуртвенглер гастролировал по всему миру с Берлинским и Венским филармоническими оркестрами и как приглашенный оперный и симфонический дирижер. Он дирижировал и записывался в Зальцбурге (где под его управлением состоялись, в частности, сенсационные спектакли опер Моцарта (см. МОЦАРТ Вольфганг Амадей), Бетховена (см. БЕТХОВЕН Людвиг), Вебера (см. ВЕБЕР Карл Мария фон), Верди (см. ВЕРДИ Джузеппе)), исполнял произведение Глюка (см. ГЛЮК Кристоф Виллибальд) и Вагнера (см. ВАГНЕР Рихард) в миланской Ла Скала (см. ЛА СКАЛА), выступал в Лондоне, Париже, Стокгольме и других центрах, вплоть до Каракаса и Каира, однако так и не получил разрешения на въезд в США.
Выдающийся дирижер
Секрет искусства Фуртвенглера - в его уникальной способности подходить к каждому очередному исполнению как к спонтанному воссозданию музыки. Фуртвенглер культивировал характерный неточный жест, который позволял ему добиваться широкого, плотного, не форсированного звучания и необычайно гибко варьировать ритм и динамику. Даже технически несовершенные записи передают особую, ни с чем не сравнимую атмосферу его выступлений. В центре репертуара Фуртвенглера была австро-немецкая музыка от Баха (см. БАХ Иоганн Себастьян) и Генделя (см. ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих) до Шенберга (см. ШЕНБЕРГ Арнольд) (в 1928 дирижер первым исполнил его Вариации для оркестра) и Хиндемита, однако он с успехом дирижировал и произведениями Чайковского (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич), Берлиоза (см. БЕРЛИОЗ Гектор), Франка (см. ФРАНК Сезар), Дебюсси (см. ДЕБЮССИ Клод Ашиль), Равеля (см. РАВЕЛЬ Морис), Бартока (см. БАРТОК Бела), Стравинского (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович), Прокофьева (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич). Среди самых выдающихся позиций его дискографии - «Дон Жуан» Моцарта (существует также видеозапись спектакля, Зальцбург, 1954), все девять симфоний, увертюры, «Фиделио», «Большая фуга» Бетховена, «Большая» симфония Шуберта (см. ШУБЕРТ Франц), «Тристан и Изольда» Вагнера (Лондон, 1952), симфонии, Вариации на тему Гайдна (см. ГАЙДН Йозеф), «Немецкий реквием» Брамса (см. БРАМС Иоганнес), Девятая симфония Брукнера (см. БРУКНЕР Антон), Симфония Франка, Четвертая и Шестая («Патетическая») симфонии Чайковского, симфонические поэмы Р. Штрауса. (см. ШТРАУС Рихард)
Как композитор Фуртвенглер примечателен главным образом крупными симфоническими полотнами позднеромантического стиля (3 симфонии, 1938-53, Симфонический концерт для фортепиано с оркестром, 1937). Сочинил также фортепианный квинтет (1932-35), две сонаты для скрипки и фортепиано (1935, 1939) и др.