Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

хасавюртовские соглашения

Энциклопедический словарь

ХАСАВЮРТОВСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ - ХАСАВЮ́РТОВСКИЕ СОГЛАШЕ́НИЯ 1996 о прекраще́нии военных действий в Чечне. После вторичного захвата Грозного чеченскими боевиками в августе 1996 стало очевидно, что у Чеченской войны (см. ЧЕЧЕНСКАЯ ВОЙНА 1994-96) нет быстрого военного решения, а приближавшийся второй тур выборов президента требовал окончания конфликта. 30 августа в дагестанском районном центре на границе с Чечней, Хасавюрте, секретарем Совета безопасности А. И. Лебедем (см. ЛЕБЕДЬ Александр Иванович) и начальником штаба чеченских боевиков А. М. Масхадовым (см. МАСХАДОВ Аслан) было подписано соглашение о прекращении военных действий, проведении всеобщих демократических выборов, а решение вопроса о статусе Чечни откладывалось на пять лет, до 2001 года. Лидеры Чечни рассматривали это соглашение как фактическое признание независимости Ичкерии.

Полезные сервисы

андо-цезские народы

Энциклопедический словарь

А́ндо-це́зские наро́ды (андо-дидойские народы), группа народов в России, на Западе Дагестана - андийцы, ахвахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратины, тиндалы, чамалалы, цезы (дидойцы), бежтины, гунзебцы, гинухцы, хваршины. Языки дагестанской ветви. Верующие - мусульмане-сунниты.

* * *

АНДО-ЦЕЗСКИЕ НАРОДЫ - А́НДО-ЦЕ́ЗСКИЕ НАРО́ДЫ (андо-дидойские народы), две группы народов в Российской Федерации, живут в высогогорье на Западном Дагестане. К андийским народам относятся андийцы (см. АНДИЙЦЫ), ахвахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратины, тиндалы, чамалалы. К цезским народам относятся дидойцы, бежтины, гунзебцы, гинухцы, хваршины. Часть андо-цезских народов живет на равнине в Хасавюртовском районе Дагестана. Андо-цезские языки относятся к аваро-андо-цезской подгруппе дагестанских языков. Верующие - мусульмане-сунниты.

Андо-цезские народы близки к аварцам и по переписи 2002 года учитывались в их составе. В домашнем быту андо-цезские народы сохраняют родные языки и специфические черты культуры. Основные занятия - скотоводство, земледелие, садоводство. Литература и письменность у них существует на русском и аварском яхыках. Распространены также чеченскийандийцев, ботлихцев и годоберинцев), азербайджанский языки. Численность в Российской Федерации - 57,5 тысяч человек.

Полезные сервисы

аккинцы

Энциклопедический словарь

АККИНЦЫ - АККИНЦЫ (чеченцы-аккинцы), этническая группа чеченцев (см. ЧЕЧЕНЦЫ), живут в Терско-Сулакском междуречье Дагестана. Чеченцы составляют значительную часть населения в Хасавюртовском (25,6%), Бабаюртовском (8%), Казбековском (13%), Новолакском (13%) районах Дагестана, но далеко не все из них являются собственно аккинцами. В 1990-х годах чеченское население Дагестана увеличилось вдвое, и в значительной части за счет переселенцев из Чечни. Многие аккинцы не осознают своей этнической самостоятельности, что сказалось на результатах переписи 2002 . Из 87,8 тысяч чеченцев, живущих в Дагестане, только 116 назвали себя чеченцами-аккинцами. Всего в Российской Федерации учтено 218 чеченцев-аккинцев (2002). Говорят на аккинском диалекте чеченского языка. Верующие - мусульмане-сунниты.

Наиболее раннее упоминание об аккинцах встречается в письменных источниках 16-17 веков. Дагестанские чеченцы-аккинцы являются потомками переселенцев из Лам-Акки, расположенной в верховьях реки Гехи (на нынешней территории Чечни). Отсюда происходит разделение аккинцев на лам-аакинцев (горных аккинцев, оставшихся в Чечне) и ара-аккинцы (равнинные аккинцы Дагестана). В Дагестане аккинцы поселились в ауле Аух и были известны среди русских и кумыков как ауховцы. Расселившись по долинам среднего течения рек Ямансу, Ярыксу и Акташ, аккинцы образовали Ауховское общество. В конце 16 века часть аккинцев обосновалась в Терском городке (нынешний Кизлярский район). В 17-19 веках Ауховское общество насчитывало девять аулов.

Другая этническая группа дагестанских чеченцев, известная под названием качкалыки, обосновалась в шести аулах, расположенных вдоль долины среднего течения рек Ямансу и Ярыксу по соседству с кумыками, примерно в 16-18 веках. Оказавшись после переселения на землях, подвластных дагестанским феодалам, аккинцы вынуждены были вступить в даннические отношения с аварскими ханами и кумыкскими феодаламичастности, с эндиреевскими князьями). Подселение в ауховские аулы чеченцев продолжалось и позже, вплоть до начала 1940-х годов. В Дагестане аккинцы подверглись культурному влиянию соседних народов, одним из последствий которого была исламизация. Относительная изолированность аккинцев нашла отражение в их диалекте, сохранившем наиболее древние формы вайнахских языков.

В 1841 половина аккинцев была переселена в равнинные кумыкские аулы, в основном в аул Эндирей. В 1877 произошло новое переселение аккинцев в аулы Кумыкского округа, что было связано с поражением восстания горцев 1877. С образованием в 1860 Терской области Ауховское общество вошло в состав Кумыкского округа, переименованного позднее в Хасавюртовский округ Терской области. После установления Советской власти в Дагестане в конце 1920 вся территория Хасавюртовского округа вошла в состав Дагестана. Аккинцы неоднократно поднимали вопрос о создании Ауховского национального района, который был создан лишь в октябре 1943 с центром в селе Ярыксу-аух (ныне Новокули) за счет разукрупнения Хасавюртовского района. Однако уже в феврале 1944 аккинцы разделили участь всего чеченского народа - были выселены в Казахстан и Среднюю Азию. Ауховский район был переименован в Новолакский и на его территории поселены лакцы и аварцы из горных районов Дагестана. В 1956 решение о выселении было отменено и в 1957-1958 гг. в Дагестан вернулось большинство аккинцев. В 1963 они составляли 6387 семей, или 28 тыс человек. Места компактного расселения аккинцев отличаются благоприятным климатом, природные условия благоприятствуют развитию сельского хозяйства, особенно животноводства, зерноводства, садоводства.

Полезные сервисы

хваршины

Энциклопедический словарь

ХВАРШИНЫ - ХВАРШИ́НЫ, народ в Дагестане (см. ДАГЕСТАН), относятся к андо-цезским народам. Коренные жители в юго-восточной части высокогорного Цумадинского района, живут вдоль ущелья, образованного рекой Хваршинка, притоком реки Андийское Койсу. Исконни хваршинскими считаются семь селений - Хварши, Хонох, Верхнее и Нижнее Иихоквари, Квантлада, Сантлада, Хвайни. Но около 70% хваршинов живeт на равнине в Хасавюртовском и Кизилюртовском районах. В переписях населения хваршины учитывались в составе аварцев. В начале 1990-х годов их численность оценивали в 2 тысячи человек, но перепись 2002 года учла только 128 хваршинов

Говорят на хваршинском языке с небольшими диалектными особенностями в каждом селе, распространены также аварский, русский, тиндинский языки. Письменность у хваршинов существовала с конца 18 века на основе арабской графики. С 1930-х годов хваршины пользуются аварской письменностью на основе кириллицы. Верующие - мусульмане-сунниты.

В начале 19 века был создан Хваршинский союз сельских обществ (общество Хварши). В 1860-х годах хваршинские селения были включены в состав Тиндальского наибства. В 1944 году были принудительно переселены в Веденский район Чечни. В 1957 часть хваршинов вернулась в полуразрушенные родные селения, часть переехала в равнинные районы Дагестана.

Основное занятие хваршинов - яйлажное скотоводство, главным образом - овцеводство. На склонах гор существовало богарное плужное земледелие. Хваршины использовали древнейший горский плуг - баруц, сеяли ячмень, пшеницу, рожь, просо. Из технических культур выращивали лeн-кудряш, из овощных - тыкву, морковь. Из промыслов были развиты производство сукна и особых ворсистых одеял (цахъала), паласов, вязание шерстяных носков, сапог, валяние войлока, изготовление деревянной мебели, кухонной утвари, долблeных бочек и ульев. У хваршинов получили развитие пчеловодство, бортничество и охота.

У мужчин было развито отходничество. Они были заняты на сезонных работах в других районах Дагестана, в основном в ногайских степяхи на сборе репчатого лука и возделывании бахчевых культур. Хваршинская семья - малая, был развит левират и сорорат. У хваршинов обычны обряды сватовства, умыкание (уводом, прикосновением, снятием платка с головы). Большую роль играли гостеприимство, куначество, обычаи взаимопомощи и кровной мести.

Мужской костюм состоял из рубахи (гуд), штанов, распашного бешмета, черкески; в зимнее время надевались разновидности овчинных шуб (къочора), овчинные куртки, войлочные накидки (бутнус къочора); популярны были и андийские бурки. Головным убором служили белые или черные овчинные папахи. Наиболее распространенной обувью были шерстяные вязаные сапоги с войлочной простеганной подошвой и усеченным носком с мелким темным орнаментом по белому полю. Бытовали также войлочные сапоги (зунгеба), полуботы из сыромятной кожи (хъурхель), чувяки (мугуры), кожаные полусапожки (уйляту), а также обувь с деревянной подошвой и кожаным верхом без задников (хъваркинеба).

Украшением костюма служил кожаный ремень с серебряными бляшками, на котором справа висели пистолет (тапанча) и серебряная коробочка (гъутугъ) с нутряным жиром для смазывания рук, слева - кинжал. На большом пальце правой руки носили серебряную печатку, на запястье мужчины и женщины обязательно носили браслет из черного войлока. Голову мужчины брили наголо, отпускали усы, женатые мужчины - небольшие бороды.

Одним из основных элементов женского костюма было платье-рубаха туникообразного покроя с боковыми клиньями, прямыми вшивными рукавами без ластовиц и разрезом на груди. С конца 19 века молодые женщины надевали поверх платье на кокетке, а девушки - отрезное платье, присборенное или в складку. Обязательным для всех видов платья оставался красный трехметровый кушак, подпоясанный в два оборота; концы его опускались спереди или сбоку. Зимой женщины носили овчинные шубы. Вторым основным элементом женской одежды были штаны - прямые и очень широкие за счет квадратного клина в верхней части. Низ штанин обязательно украшался тремя полосками грубого шелка зеленого, красного и черного цветов. В теплое время года штаны носили навыпуск, зимой заправляли в обувь. В качестве головных уборов бытовали два вида чухту и платок.

Устное народное творчество двуязычно. Пословицы, поговорки, загадки, мифы, легенды, сказки, песни, плачи. передавались на хваршинском и аварском языках. Почти в каждом селении были образованные люди, которые свободно владели арабским языком. У хваршинов сохранялись домусульманские верования, связанные с тотемизмом, культом предков, обожествлением объектов природы и еe сил.

Полезные сервисы