Хачатуря́н Арам Ильич (1903-1978), композитор, народный артист СССР (1954), академик АН Армянской ССР (1963), Герой Социалистического Труда (1973), доктор искусствоведения. Ученик М. Ф. Гнесина, Н. Я. Мясковского. В мелодически щедрых, ритмически импульсивных произведениях Хачатуряна тональная система европейской музыки органически слилась с восточной ладовостью. Балет «Гаянэ» (1942) и «Спартак» (1954), 3 симфонии (1934-47), концерты для фортепьяно (1936), скрипки (1940), виолончели (1946) с оркестром, музыка к драме «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1941). Профессор Московской консерватории, Музыкально-педагогического института им. Гнесиных (с 1951). Выступал как дирижёр. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1950, 1971), Ленинская премия (1959).
* * *
ХАЧАТУРЯН Арам Ильич - ХАЧАТУРЯ́Н Арам Ильич (1903-1978), российский и армянский композитор, народный артист СССР (1954), академик АН Армении (1963), Герой Социалистического Труда (1973), доктор искусствоведения.
В мелодически щедрых, ритмически импульсивных произведениях Хачатуряна тональная система европейской музыки органически слилась с восточной ладовостью. Балеты «Гаянэ» (1942) и «Спартак» (1954), 3 симфонии (1934-47), концерты для фортепьяно (1936), скрипки (1940) и виолончели (1946) с оркестром, музыка к драме «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1941). Профессор Московской консерватории, Музыкально-педагогического института им. Гнесиных (с 1951). Выступал как дирижер. Ленинская премия (1959), Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1950, 1971).
* * *
ХАЧАТУРЯ́Н Арам Ильич [24 мая (6 июня) 1903, Тифлис, ныне Тбилиси - 1 мая 1978, Москва], российский и армянский композитор.
Сын переплетчика, рос в космополитической музыкальной атмосфере Тифлиса - культурной столицы всего дореволюционного Закавказья. С детства импровизировал на фортепиано в европейской и восточной манере, однако профессионально начал заниматься музыкой лишь после переезда в Москву (1922), где поступил одновременно на биологический факультет университета и в музыкальное училище Гнесиных (занимался по композиции у М. Ф. Гнесина (см. ГНЕСИН Михаил Фабианович)). В 1929-34 учился в Московской консерватории у Н. Я. Мясковского (см. МЯСКОВСКИЙ Николай Яковлевич).
Первые же профессиональные опыты Хачатуряна, появившиеся в конце 1920-х и начале 1930-х годов, - пьесы и соната для скрипки и фортепиано, пьесы для фортепиано (в том числе популярная Токката), Трио для кларнета, скрипки и фортепиано - обнаружили в нем художника со стихийным мелодическим даром, незаурядным чувством гармонического колорита, экстравертным артистическим темпераментом. Самый плодотворный период биографии композитора пришелся на середину и вторую половину тридцатых годов. Крупные оркестровые произведения этого времени - Первая симфония (к 15-летию Советской власти в Армении, 1935), Концерт для фортепиано с оркестром (1936), Концерт для скрипки с оркестром (1940) - заставили говорить о нем как о ведущем композиторе советского Востока, сумевшем объединить самобытную мелодику армянских народных песен и танцев с конструктивной четкостью европейских музыкальных форм. Своеобразен и гармонический язык Хачатуряна, органично связанный с природой ориентальных мелодий. Концом 1930-х годов датированы также вокально-оркестровая «Поэма о Сталине» (1938) и балет на колхозную тему «Счастье» (1939). На фоне множества тусклых опусов, рожденных советским «социальным заказом», эти произведения выделяются богатством контрастов, «рубенсовской» (по выражению Б. Асафьева (см. АСАФЬЕВ Борис Владимирович) ) яркостью и сочностью красок.
Среди крупных партитур Хачатуряна, созданных после 1940, выделяются частично основанный на материале «Счастья» балет «Гаянэ» (1942), навеянная событиями войны Вторая симфония (1943) и балет «Спартак» (первая постановка 1956). С 1939 Хачатурян входил в руководство Союза композиторов СССР, однако в период «ждановщины» (1948) он, подобно другим ведущим советским композиторам, подвергся нападкам за формализм и «отрыв от народа». В отношении Хачатуряна эти нападки выглядели особенно абсурдно, т. к. его колоритная, темпераментная музыка проста для восприятия и в своих лучших образцах - таких, как медленная часть Фортепианного концерта (на тему тифлисской уличной песни), искрометный финал Скрипичного концерта, полный драматизма «Вальс» из музыки к «Маскараду», темпераментный «Танец с саблями» из «Гаянэ», танцы на балу у Красса и пленительное любовное адажио из «Спартака» - неизменно пользуется симпатиями широкой аудитории.
С 1950 Хачатурян преподавал композицию в Институте им. Гнесиных, с 1951 - также в Московской консерватории. Выступал как дирижер, исполняя собственную музыку. В 1959 удостоился Ленинской премии. Творческая деятельность композитора продолжалась почти до конца его дней, однако ни в «концертах-рапсодиях» для скрипки, виолончели, фортепиано с оркестром (1961, 1963, 1967), ни в сонатах для виолончели, скрипки и альта соло (1974, 1975, 1976) ему не удалось приблизиться к собственным прежним достижениям.
АРАМ ХАЧАТУРЯН.
(1903-1978), армянский композитор, родился 6 июня 1903 в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Он был четвертым сыном в семье бедного ремесленника. В детстве и отрочестве не выказывал особого интереса к музыке, но в возрасте 19 лет отправился в Москву в надежде стать музыкантом и в 1922 поступил в музыкальный техникум им. Гнесиных. Он занимался на виолончели, а затем перешел в класс композиции. Творческое становление Хачатуряна-композитора проходило в Московской консерватории в классах Н.Я.Мясковского и Г.И.Литинского (1929-1934). Такие сочинения, как Трио для кларнета, скрипки и фортепиано (1932) и Первая симфония (1934), сразу обнаружили и выдающееся мелодическое дарование Хачатуряна, и его тяготение к артистичному и естественному соединению восточных народных мелосов и ритмов с традиционными европейскими формами. Среди его произведений - ряд концертов для солирующих инструментов с оркестром (фортепианный концерт, 1936; скрипичный концерт, 1940; виолончельный концерт, 1963); Вторая симфония (1943); два тематически связанных балета - Счастье (1939) и Гаянэ (1942), балет Спартак (1954); Поэма о Сталине для хора с оркестром (1938); музыка для спектаклей и кинофильмов. На основе балета Гаянэ были составлены три оркестровые сюиты, одна из которых включает всемирно известный Танец с саблями; еще одна популярная сюита состоит из фрагментов музыки к спектаклю Малого театра Маскарад по драме Лермонтова. Оркестровое письмо Хачатуряна весьма красочно. Частое применение солирующих инструментов в партитурах композитора восходит к оркестровой манере Бородина и Глазунова. Характернейшим качеством музыки Хачатуряна является активное ритмическое развитие, достигающееся часто простым повторением основной формулы (остинато) или игрой акцентов внутри этой формулы. Сделавший очень много для развития армянской композиторской школы, Хачатурян оказал также значительное влияние на музыкантов Азербайджана, Туркмении и других стран Средней Азии. Он был награжден орденом Ленина (1939) и орденом Трудового Красного Знамени (1946). В постановлении ЦК ВКП(б) Об опере "Великая дружба" (1948) Хачатурян, как и ряд других крупных музыкантов, подвергся критике за "формалистические" и "антинародные" тенденции.
Умер Хачатурян в Москве 1 мая 1978.
ЛИТЕРАТУРА
Юзефович В., А. Хачатурян. М., 1990
ХАЧАТУРЯ́Н Арам Ильич (1903-77) - композитор, дирижер, педагог, муз.-обществ. деятель. Занимался композицией в Муз. техникуме им. Гнесиных в кл. М. Ф. Гнесина. Окончил Моск. коне, по кл. композиции Н. Я. Мясковского (1934). На формирование стиля Х. большое влияние оказали традиции нац. фольклора - крестьянский мелос, ритмика горских плясок, ашугская декламация. С именем Х. связано появление целого ряда жанров в армянской музыке. Он автор первой нац. симфонии, первого инструмент. концерта, музыки к первому армянскому звуковому фильму, первых произведений для духового оркестра в республике. Муз. т-р представлен в творчестве балетами "Гаянэ" (1942; 1-я ред. "Счастье" - 1939), "Спартак" (1954), музыкой к спектаклям "Валенсианская вдова" Л. де Вега (1940), "Маскарад" М. Ю. Лермонтова (1941) и др. Значит, явлением отечеств, иск-ва стали 3 симфонии, 3 инструмент, концерта - для фортепиано, для скрипки, для виолончели, концерты-рапсодии для тех же инструментов, симфонич. сюиты, вокально-симфонич. поэмы, инструмент, и вокальные пьесы, музыка к кинофильмам и пр. Творчество Х., найденные им приемы обобщения, принципы симфонизма оказали большое влияние на формирование совр. композиторских школ, в т. ч. нац. С 1950 выступал как дирижер. Гастролировал с авторскими концертами в стране и за рубежом. Преподавал в Моск. конс. и Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных с 1950 (проф. с 1951), в числе учеников Х. - А. Эшпай, Р. Бойко, М. Таривердиев, Э. Оганесян, А. Рыбников и др. Нар. артист СССР (1954). Герой соц. труда (1973). Академик АН Арм ССР (1963). Лауреат Ленин, премии (1959), Гос. премии СССР (1941, 1943, 1946, 1950, 1971), Гос. премии АрмССР (1965).
Лит.: Шнеерсон Г. М. Арам Хачатурян. М., 1958; Тигранов Г. Г. Балеты Арама Хачатуряна. М., 1974; Арам Ильич Хачатурян. Сб. статей. М., 1975.