ХЕДА Виллем - ХЕ́ДА (Геда) (Heda) Виллем Клас (1594, Харлем - 1680, ТАМ ЖЕ), голландский художник, выдающийся мастер натюрморта.
В 1631 был принят в харлемскую гильдию живописцев («Гильдию Св. Луки») и после 1637 несколько раз избирался ее главою.
Испытав большое влияние видного натюмортиста П. Класа (работавшего в Харлеме с 1617), выдвинулся, подобно последнему, как мастер т. н. «монохромных завтраков», т. е. композиций с едой и утварью, решенных в сдержанной (хотя и не полностью монохромной) красочной манере. Уже в самой ранней своей датированной картине («Vanitas» или «Суета сует», 1621) выразил характерную для всей голландской живописи 17 в. любовь к эмблематическим подтекстам, часто намекающим (в духе библейских псалмов и речений царя Соломона (см. СОЛОМОН (Иудея))) на бренность всего земного. Но с годами в искусстве Хеда происходит весьма знаменательный сдвиг. Если в ранней «Ванитас» символика совершенна ясна, поскольку рядом с опрокинутым бокалом и принадлежностями для курения (т.е. «земными утехами») виден череп, то позднее мастер предпочитает тонко вуалировать смысл, тем самым усиливая поэтическое обаяние своих образов.
В зрелых произведениях Хеда искрится посуда, мерцают отражения на бокалах с вином (миниатюрные отражения окна, откуда падает свет), «тикают» золотые часы с раскрытой крышкой, влекут к себе аппетитные яства (ежевичные пироги, ветчина, омары); к тому же все написано с осязаемой предметностью. Таким образом, натюрморты сводят воедино все человеческие чувства - зрение, вкус, слух, обоняние и осязание - объединяя их в атмосфере созерцательного раздумья. Эта атмосфера усиливается за счет замечательного мастерства Хеда- колориста, гармонически сочетающего затененный фон с тонкими градациями серебристо-серых, коричневых и зеленоватых тонов, размечающих форму и цвет отдельных предметов. Что же касается религиозной символики (в том числе той же «бренности»), то на нее намекают те же часы, как бы внезапно опрокинутая чаша, общее впечатление «прерванной трапезы» или, наконец (если все остается на своих местах), «божественный» свет, вкрадчиво озаряющий мягкий сумрак.
Среди лучших вещей Хеда - «Завтрак с ежевичным пирогом» (1631), «Завтрак с омаром» (1648), «Ветчина и серебряная посуда» (1649). К 1650-м гг. мастерство Хеда значительно слабеет.