ХОЖДЕ́НИЕ БОГОРО́ДИЦЫ ПО МУ́КАМ - переводной слав. апокриф, изв. в др.-рус. лит-ре уже в списках 12 в. Включен в древнейший слав. "индекс отреченных книг" в Изборнике Святослава 1073. Принадлежит к числу эсхатологических апокрифов, рассказывающих о мучениях грешных душ в аду в ожидании Страшного Суда. Точное время пер. Х. с греч. языка неизв. Текст дошел до нас в неск. видах, или ред., происхождение к-рых полностью не выяснено. Н. С. Тихонравов предположил существование двух слав. пер. апокрифа, а также то, что в визант. лит-ре была известна иная, отличная от др.-рус. и более подробная ред. пам. Судя по большому кол-ву дошедших до нас списков и др.-рус. рукописной традиции (особенно 17-18 вв.), Х. было очень популярным чтением, в т. ч. в старообрядч. среде с ее восприятием окружающего мира как царства Антихриста. По жанру Х. близко "видениям" (ср. "Видение апостола Павла" с его картинами ада и рая). В Х. Богородица просит покровителя небесного воинства (архистратига) Архангела Михаила показать ей различные муки, уготов. в аду неправедным христианам. В сопровождении архистратига, выступающего в роли Дантовского Вергилия (хотя сама поэма Данте возникла независимо и позже греч. текста), Богородица "ходит" по кругам ада, наблюдая страшные мучения грешников, опис. с необычайными подробностями и даже натурализмом. Грешники горят негасимым пламенем в смоляной реке, подвешены за язык, за ногти, корчатся на раскаленных железных крюках и т. п. Эти картины скрепляются диалогом между Архангелом Михаилом и Богородицей, к-рая каждый раз спрашивает у него, за какие конкретные прегрешения уготована людям та или иная мука. Здесь те, кто не соблюдал постов, не чтил церковные праздники, сплетники, взяточники, прелюбодеи и т. д. Особо наказываются иереи (священники), плохо выполнявшие свой долг, а также язычники, поклонявшиеся при жизни своим божествам Трояну, Хорсу, Велесу и Перуну. Упоминание этих имен свидетельствует, что слав, текст Х. появился на Руси достаточно рано, когда языческая вера была еще сильной. Богородица сомневается в божеств. справедливости этих страшных мучений и выступает как заступница грешников. Трижды она обращается к своему всемогущему сыну Иисусу Христу с просьбой облегчить их участь. И лишь когда к ее мольбе присоединяются все небесные силы, Он соглашается дать грешникам временную передышку. Роль Богородицы - защитницы человеческого рода, выраж. в Х., определила особое внимание к этому пам. Его сюжет отразился в дух. стихах, позднее был использован Ф. М. Достоевским в Легенде о Великом Инквизиторе в ром. "Братья Карамазовы".
Изд. и лит.: Ветловская В. Е. Достоевский и поэтический мир Древней Руси: (Лит. и фольклор параллели "Братьев Карамазовых") // Тр. Отд. древнерус. лит. Ин-та рус. лит. АН СССР. Л., 1973. Т. 28. С. 296-307; Рождественская М. В. Хождение Богородицы по мукам // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1.С. 463-465.