см.: стрит
холидей (holiday) билли
Большой энциклопедический словарь
ХОЛИДЕЙ (Holiday) Билли (наст. имя Холидей Элеонора) (1912-59) - американская джазовая певица. В 1938-44 записала более 40 пластинок. Работала практически со всеми ведущими джазменами, в т. ч. с Бенни Гудменом, Лестером Янгом, Бенни Мортоном, Каунтом Бейси. Создала замечательные образцы джазового пения. Исполняла множество популярных песен 1920-30-гг.: "The Way You Look Tonight", "Body And Soul", "These Foolish Things", "The Man I Love", "Time On My Hands", "I Hear Music" и др. Известна также как "Леди Дей".
Полезные сервисы
холидей билли
Энциклопедический словарь
Хо́лидей Билли (Holiday), прозвище Леди Дей (Lady Day); настоящий имя и фамилия Элеонора Фейган (Fagan) (1915-1959), американская джазовая певица. Афроамериканка. Прославилась как исполнительница блюзов. Выступала с Б. Гудменом, Т. Уильсоном, Каунтом Бейзи. Гастролировала в Европе. Снималась в кино.
* * *
ХОЛИДЕЙ Билли - ХО́ЛИДЕЙ (Holiday) Билли (наст. имя и фам. Элеонора Харрис, Harris,) (7 апреля 1915, Филадельфия - 17 июля 1959), американская джазовая (см. ДЖАЗ) певица, выдающаяся исполнительница.
Начала петь в раннем детстве, которое провела в Балтиморе (шт. Мериленд), где узнала не только, что такое нищета и черное гетто, но и получила первое в жизни потрясение - она была изнасилована в 11 лет. В 1929 ее мать вместе с 14-летней дочерью решила попытать счастья в Нью-Йорке. Там они обе занялись проституцией, за что были арестованы полицией.
Несмотря на отсутствие не только музыкального, но и начального общего образования, Холидей стала выступать в клубах и так называемых спик-изи (ресторанах, где нелегально продавались спиртные напитки). Ее заметил известный джазовый продюсер Джон Хэммонд и помог сделать первые записи начинающей певицы.
В конце 1933 она записала с небольшим студийным оркестром Бенни Гудмена (см. ГУДМЕН Бенни) две песни Your Mother"s Son-in-Law и Riffin" The Scotch. И хотя роль певицы сводилась главным образом к тому, чтобы подчеркнуть мастерство Гудмена, ее оригинальная манера пения заставила обратить на себя внимание. В 1935 вышел фильм «Симфония в черном», в котором юная дебютантка снялась с большим успехом вместе с Дюком Эллингтоном (см. ЭЛЛИНГТОН Дюк). В самом конце 1934 она выступила вместе с пианистом Бобби Хендерсоном на подмостках театра «Аполло», самом известном развлекательном клубе в Харлеме. Правда, вначале отзывы о ней не были благожелательными. Ее расслабленная, так называемая «ленивая» манера пения дисгармонировала с общим направлением театра. Но вскоре, выступая уже с оркестром Ральфа Купера, Холидей добилась популярности и с этого же времени стала называться Билли.
В 1935 Холидей вернулась в студию для участия в джем-сейшн (см. ДЖЕМ-СЕЙШН), организованном Хэммондом. В компании таких музыкантов, как Вилсон, Гудмен, Рой Элдридж и Бен Уэбстер (см. УЭБСТЕР Бен), Билли Холидей почувствовала себя восходящей звездой. Четыре популярные, но довольно заурядные песни были исполнены с такой эмоциональной силой, что ни у кого не осталось сомнений, что это действительно звезда.
В конце 1930-х годов выступала с разными оркестрами, но после эпизода, связанного с проявлением расизма во время концерта в южных штатах, стала выступать исключительно с сольными выступлениями.
Билли Холидей в этот период много и удачно записывалась. Лучшие записи, по ее собственному признанию, были сделаны в содружестве с Тедди Вилсоном, трубачом Баком Клейтоном и саксофонистом Лестером Янгом (см. ЯНГ Лестер), с которым у нее долгое время сохранялись очень теплые отношения. С Янгом Билли Холидей удавались, пожалуй, самые виртуозные интерпретации. Эти и некоторые другие ее записи в период между 1935 и 1942 считаются лучшими за всю историю джаза.
В начале 1939 Холидей делает скачок в своей карьере, опять же с помощью Хэммонда, - певица, выступая в Cafe Society, где собирается богема, мгновенно завоевывает аудиторию. Поворотным моментом в ее карьере стали записи компании Milt Gabler" Commodore, особенно полная драматизма песня Strange Fruit.
Но в 1940-е годы у нее возникают серьезные проблемы - наркотики. Билли Холидей все больше попадает в зависимость от опиума и героина. Это еще не слишком сказывалось на ее пении. Она по-прежнему хорошо зарабатывала (1000 долларов в неделю, половину из которых тратила на наркотики). Тем не менее по результатам опроса журнала «Эсквайр» в 1943 Холидей была названа лучшей певицей, Милдред Бейли была второй, а Элла Фицджеральд (см. ФИЦДЖЕРАЛЬД Элла) - третьей. Профессионалы отмечали ее феноменальную музыкальность.
В 1947 она по заявлению своего менеджера Джо Глейзера была привлечена к ответственности и получила срок, который отбывала в Западной Вирджинии. В 1949 Холидей снова подверглась аресту, хотя и не была осуждена.
В 1950-годы положение усугубилось. Певица была поставлена на учет как наркоманка и находилась под бдительным наблюдением нью-йоркского департамента полиции. Она не имела права появляться ни в одном общественном месте, где продавались спиртные напитки, включая, конечно, ночные клубы. В 1956 новое обвинение и арест. Здоровье ее оказалось подорванным, если не разрушенным полностью. В мае 1958 Билли Холидей помещают в больницу из-за болезней сердца и печени. Здесь ей вновь удается достать наркотики, ее уличают и уже не оставляют до конца без присмотра полиции. 17 июля 1959 в возрасте 44 лет великая джазовая певица умирает.
После ее смерти начали выходить книги, появились публикации в журналах, были изданы дискографии, целые главы посвящались ей в исследованиях по истории джаза, стали сниматься фильмы, на телевидении создавались передачи о жизни и творчестве Билли Холидей.
Несмотря на ограниченные вокальные возможности, певица обладала незаурядным импровизаторским даром, мастерством членения джазовой фразы, удивительным проникновением в незатейливые тексты ее песен. Все это делало ее подлинным мастером, оригинальной актрисой, высокопрофессиональной вокалисткой.