Толковый словарь
I м.
1. Двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит ударный (долгий) и следующий за ним безударный (короткий) слог.
2. разг.
Стихотворения, написанные таким размером.
II м.
Длинный шест, используемый для управления оленьими или собачьими упряжками.
Толковый словарь Ушакова
1.
ХОРЕ́Й1, хорея, муж. (от греч. choreios из cho reios pus - хоровая стопа, хоровой размер (лит.). Двусложная стихотворная стопа (ударением на первом слоге, напр. буря | мглою | небо | кроет (Пушкин). «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить.» Пушкин.
2.
ХОРЕ́Й2, хорея, муж. (обл.). Длинный шест, употр для управления упряжными оленями.
Толковый словарь Ожегова
ХОРЕ́Й, -я, муж. (спец.). Двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
| прил. хореический, -ая, -ое.
II. ХОРЕ́Й, -я, муж. Шест, которым управляют ездовыми оленями, собаками.
Толковый словарь Даля
ХОРЕЙ - или хореический стих, спондей, где в каждой стопе первый слог долгий, второй короткий.
| Хорей, архан., самоед. оштол, шест, коим понуждают упряжных оленей.
Популярный словарь
Хорей
-я, м., лит.
Двусложный стихотворный размер, стопа которого содержит ударный (долгий) и следующий за ним безударный (краткий) слоги. Пример хорея: Те́рек во́ет ди́к и зло́бен... (Лермонтов).
Синонимы:
трохе́й (устар.)
Родственные слова:
хореи́ческий
Этимология:
Восходит к греческому choreios ‘плясовой’, ‘танцевальный’. Из греческого - латинское choreus ‘хорей’. В русском языке - с первой половины XVIII в., непосредственно из классических языков.
Энциклопедический комментарий:
В русском стихе наиболее употребительны 4-стопный хорей (Мча́тся ту́чи, вью́тся ту́чи. Пушкин), 5-стопный хорей (Выхожу один я на доро́гу. Лермонтов), 6-стопный хорей бесцезурный (Ску́чно, де́вушки, весно́ю жить одно́й. Дельвиг), 6-стопный хорей с цезурой (До́лго не сдава́лась Лю́бушка-сосе́дка. Н. Некрасов). После ямба хорей - самый распространенный метр русской силлаботоники. Он связан с традициями песни, как народной, так и духовной. Хореем написаны многие русские народные песни.
Энциклопедический словарь
ХОРЕЙ
1. ХОРЕ́Й [рэ́] и [ре́], -я; м. [греч. choreios - плясовой] Лит. Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тоническом стихосложении (например: Мча́тся / ту́чи, / вью́тся / ту́чи).
2. ХОРЕ́Й [рэ́] и [ре́], -я; м. [от ненецк. харед - погоняй] Длинный шест, употребляемый для управления оленьими и собачьими упряжками. Погонять хореем собак. Притормозить нарты хореем.
* * *
хоре́й (греч. choréios, буквально - плясовой), трохей (греч. trocháios, буквально - бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечётных слогах стиха («Ве́тер по́ морю гуля́ет», А. С. Пушкин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея - 4-, 6-стопный, с середины XIX в. - 5-стопный.
* * *
ХОРЕЙ - ХОРЕ́Й (греч. choreios, букв. - плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. - бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха («Я́ пропА́л, как звЕ́рь в загО́не», Б. Л. Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея - 4-, 6-стопный, с сер. 19 в. - 5-стопный.
Большой энциклопедический словарь
ХОРЕЙ (греч. choreios - букв. - плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. - бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха ("Я пропАл, как звЕрь в загОне", Б. Л. Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея - 4-, 6-стопный, с сер. 19 в. - 5-стопный.
Академический словарь
1)
-я, м. лит.
Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тоническом стихосложении, например: Мча́тся | ту́чи, | вью́тся | ту́чи (Пушкин, Бесы).
[греч. χορείος]
2)
-я, м.
Длинный шест, употребляемый для управления оленьими и собачьими упряжками.
[От ненецк. харед - погоняй]
Гуманитарный словарь
ХОРЕ́Й (от греч. χορει̃ος, букв. - плясовой; трохей, τροχαι̃ος, букв. - бегущий) - в силлабо-тонич. системе стихосложения - метр, образуемый 2-сложными стопами с сильным местом на первом слоге; сильное место заполняется ударными или безударными слогами любых слов, слабое место - безударными слогами любых слов или ударными слогами односложных слов; последнее сильное место обязательно-ударно (схема Х.: - - ... , где "-" - сильное место, - слабое место, "" - обязательно-ударное сильное место). Кол-во стоп определяет размер хореич. стиха; наиб. употребительными являются: 4-стопный Х. ("Я пришел к тебе с приветом", А. А. Фет), 5-стопный Х. ("Выхожу один я на дорогу", М. Лермонтов), 6-стопный Х. с цезурой (словоразделом) ("С плеч могучих сняли бархатный кафтан", И. С. Тургенев) и бесцезурный ("Скучно, девушки, весною жить одной", А. А. Дельвиг); цезурный и бесцезурный Х. в поэтич. практике не смешиваются. В Х., как и в ямбе, довольно часты пропуски метрич. ударений (пиррихии); часто-ударные и редкоударные сильные места стремятся чередоваться через одно; начальное и предпоследнее сильное место - редкоударны. В рус. стихосложении Х. как самостоят. стопу впервые выделил В. К. Тредиаковский ("Новый и краткий способ к сложению рос. стихов", 1735), за ним - М. В. Ломоносов. После ямба Х. - самый распростр. метр рус. силлабо-тоники. Первые хореич. стихи на рус. яз. появились в кон. 17 - нач. 18 в. и принадлежали иностранцам. Освоение Х. рус. поэзией связано с именем Тредиаковского, реформировавшего силлабич. 11- и 13-сложники на основе упорядоченного чередования хореич. стоп. В 18 в. Х. (гл. обр. 4-стопный) используется для "духовных" и "анакреонтич." од, песен и романсов; с тех пор песен, традиция прочно закрепляется за этим размером (М. М. Херасков, Г. Р. Державин, В. В. Капнист, Н. М. Карамзин, М. В. Ломоносов и др.). В нач. 19 в. популярность его возрастает: 4-стопный Х. проникает в элегию и эпос, впервые входит в поэтич. практику (благодаря Лермонтову) 5-стопный Х., получает распространение разностопный урегулированный Х. (4- и 3-стопники - В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, И. И. Козлов, К. Н. Батюшков и др.). В сер. 19 в. Х. связывается с нар.-песен. (4-стопный), элегич. и эпич. фольклорной традицией (5-стопный), резко возрастает популярность до тех пор малоупотребит. 3-стопного и обоих вариантов 6-стопного Х. (Я. П. Полонский. Н. А. Некрасов, А. К. Толстой, Ф. И. Тютчев, Л. Е. Мей, Н. Ф. Щербина и др.). В нач. 20 в. традиц. хореич. размеры (4-, 5- и 6-стопные) получают новые клаузульные и цезурные разновидности; появляются сверхдлинные Х. (7-стопные у В. Я. Брюсова, 9-10-стопные у С. М. Соловьева), в прошлом малоупотребит. вольный Х. (К. Д. Бальмонт). В совр. поэзии используется гл. обр. 5-стопный Х.
Орфографический словарь
хоре́й, -я (стихотворный размер; шест)
Словарь ударений
хоре́й, -я (стихотворный размер; длинныйшест)
Трудности произношения и ударения
хоре́й. Произносится [хорэ́й] и [хоре́й].
Формы слов для слова хорей
хоре́й, хоре́и, хоре́я, хоре́ев, хоре́ю, хоре́ям, хоре́ем, хоре́ями, хоре́е, хоре́ях
Синонимы к слову хорей
сущ., кол-во синонимов: 5
Морфемно-орфографический словарь
1. хоре́й/¹ (стих. размер).
2. хоре́й/² (шест).
Грамматический словарь
Этимологический словарь
Заимств. в XVIII в. из лат. яз., где choreus < греч. choreia «пляска», суф. производного от choreuō «пляшу». Хорей буквально - «ритм пляски».
I хоре́й [I, стихотв., заимств. из греч. χορεῖος "хоровой". - Т.]
II хоре́й
II "острый шест, которым погоняют оленей", мезенск. (Подв.). Согласно Шренку (у Подв. 182), из самодийск., ср. ненецк. hаr "острие, нож".
Словарь иностранных слов
ХОРЕЙ - греч. choreios, от choros, хор. Стопа из одного долгого и короткого слога.
Сканворды для слова хорей
- Двухсложный стихотворный размер.
- Каким размером написана пушкинская «Сказка о царе Салтане»?
- Стихотворный размер, которым написана строчка: «Ветер по морю гуляет».
- Название этого стихотворного размера в буквальном переводе с греческого означает «плясовой».
- Шест-погонялка ездовых оленей.
Полезные сервисы