Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

хоровая музыка

Гуманитарный словарь

ХОРОВА́Я МУ́ЗЫКА - музыка, звучащая в исполнении хора или предназнач. для исполнения хором. Развитие разл. хоровых культур как монодических или многоголосных находится в тесной связи с утверждением нац. особенностей и специфики конкретных языков. Факторами дифференциации Х. М. являются: 1) автономность либо включенность в ритуально-обрядовое действо; 2) тип взаимодействия с др. видами иск-ва (в синтетич. худож. жанрах); 3) замкнутость хоровой композиции либо ее вхождение в качестве составной части в более крупную форму; 4) состав хора; 5) изначальная предназначенность для хорового исполнения либо транскрипция для хора произведения, возникшего в условиях др. жанра; 6) наличие или отсутствие инструмент. сопровождения; 7) наличие или отсутствие словесного текста; в последнем случае звучание хора может трактоваться как одна из оркестровых красок; 8) в многоголосной Х. М. - тип многоголосия (полифоническое, гармоническое, монодийно-гармонические скдады и их разновидности).

Качеств. своеобразие разл. видов Х. М. и их роль в системе обществ. музицирования обусловлены принадлежностью к сфере "обиходной" или "преподносимой" музыки. По-разному в этих сферах понимается и сам хор как исполнит, коллектив: а) как нек-рое число одновр. поющих людей - в громадном большинстве жанров "обиходной музыки" в силу отсутствия задачи худ. интерпретации; б) как единый организм, направленный волей руководителя, - в "преподносимой музыке". Одним из противоположных полюсов является фольклорное хоровое пение (гл. черты: отсутствие авторства, каноничность и в то же время вариативность текста, всеобщая вовлеченность в процесс музицирования, т. е. отсутствие разделения на исполнителей и слушателей). Другой полюс - концертная Х. М., основанная на замкнутости авторского текста и четком разделении на исполнителей и воспринимающих.

Высока значимость Х. М. в системе обрядовых жанров, культовых и светских, также входящих в сферу "обиходной музыки". Роль Х. М. здесь обусловлена возможностями ее эмоционального воздействия. По мере историч. развития идет движение от анонимности и каноничности текста (григорианский хорал, знаменный распев) к авторским текстам, являющимся "обществ. достоянием" (мелодии протестантских хоралов; гугенотские псалмы К. Гудимеля; созданные крупными композиторами 15-16 вв. католич. мессы; принадлежащая многим рус. композиторам 18-19 вв. музыка к отдельным частям и к полному составу православной литургии; "Марсельеза" Р. де Лиля, "Интернационал" П. Дегейтера; мн. массовые песни и т. п.), и далее к музыке подлинно авторской, т. е. подлежащей худож. интерпретации. В силу этого последняя находится на грани между "обиходной" и "преподносимой" музыкой, чаще всего существуя именно как концертное произведение (мессы И. С. Баха, большинство Реквиемов, начиная с моцартовского, Литургии, начиная от П. И. Чайковского и др.).

"Преподносимая" музыка в наиб. общем плане делится на концертную и зрелищную (связанную с т-ром). Жанры Х. М., включенные в эту сферу, получили мощный импульс к развитию в 17 в., что связано с возникновением оперы и общим процессом секуляризации муз. иск-ва. Профессиональная Х. М., до этого развивавшаяся в европ. странах почти исключительно в рамках церкви, перестав быть только частью ритуала, обретает собств. эстетич. функции и вступает в плодотворное взаимодействие с др. видами музыки. Формируется жанровая система концертной и театральной Х. М., сохранившая свои гл. черты до наших дней. Крупными формами Х. М. являются оратория, кантата, цикл хоров; противостоит им хоровая миниатюра, особ, интенсивно развивавшаяся в романтич. музыке. В 19 в. во многих странах возникли орг-ции, объединяющие деятелей хоровой культуры и пропагандирующие лучшие образцы Х. М. среди широких слоев публики. В 20 в., с развитием средств массовой информации, этот процесс приобретает общемировой характер: к гастролям хоровых коллективов добавляются хоровые фестивали, конкурсы, издание спец. журналов.

Исключит. значение Х. М. для рус. культуры обусловлено традицией православного пения а капелла и преимуществ. хоровым характером муз. фольклора. После многовекового господства одноголосного знаменного распева под влиянием народного возникло строчное пение (кон. 16 в.); партесное пение (посл. треть 17 в.), претворившее черты многохорных композиций итальянских и немецких школ на нац. мат-ле, выдвинуло и утвердило новые для русской Х. М. жанры канта и духовного концерта, к-рый достиг вершины в творчестве Д. С. Бортнянского. Начиная с 1830-40-х гг. жанровая система и преобладающие формы бытования концертной Х. М. соответствуют сложившимся к этому времени в европ. странах. Театр. Х. М. (прежде всего оперная) в значит. большей мере обладала чертами самобытности. Уже к сер. 18 в. относятся характерные для России примеры применения хоров в опере-сериа (Фр. Арайя). Для комич. опер типичны большие хоровые сцены и хоры в народном духе (В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин). Значит. роль хор играл также в мелодраме (Фомин), трагедии с музыкой (Фомин, О. А. Козловский). Оперное творчество М. И. Глинки утвердило основополагающую роль хоровых сцен в драматургии рус. классич. оперы. Традиция продолжена в произв. А. С. Даргомыжского, А. И. Серова, А. Г. Рубинштейна, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, О. С. Прокофьева.

Лит.: Успенский И. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971; Асафьев Б. В. О хоровом искусстве. Л., 1980; Ильин В. П. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины 17 - начала 20 века. М., 1985.

Полезные сервисы

хоровая речь

Методические термины

ХОРОВА́Я (от греч. сhоros - хор) РЕЧЬ.

Учебный вид речи; концентрирует внимание на звуковой форме речи, уплотняет время тренировки. На начальном этапе Х. р. снимает боязнь звучания чужого языка.

Полезные сервисы