ХРИСТА́ СПАСИ́ТЕЛЯ ХРАМ в Москве - храм-памятник войне с Наполеоном. Построен по обету Александра I, к-рый он дал в 1812, чтобы "вечно напоминал бы отдаленному потомству о доблестных делах его предков". Первый конкурс выиграл арх. А. Витберг в 1816. По плану Витберга, храм должен был располагаться на Воробьевых горах и представлять собой сложную систему античных форумов, включающую три храма. Центральный храм, в свою очередь, должен был включать два храма: подземный, прямоугольной формы, и наземный - крестообразный, увенчанный ротондой с галереей. По представлениям архитектора-масона, эти формы соответствовали символам "Тела", "Души" и "Духа". По навету Витберг был отстранен от дел и сослан в Вятку. Вскоре обнаружилось, что почвы на выбранном месте ненадежны, и в 1829 был объявлен новый конкурс. В 1832 проектирование собора было передано К. А. Тону. Храм возводили более полувека. В 1839 на берегу р. Москвы на месте Алексеевского монастыря состоялась торжеств. закладка Х. С. Х., а завершилось стр-во в 1882. С Москвы-реки широкие лестницы вели на обширную террасу, в центре к-рой стоял громадный пятиглавый храм. Центральная глава собора была видна со всей Москвы и на много верст вокруг. Храм был высотой 102 м (выше Ивана Великого и Исаакиевского собора в СПб., но ниже Петропавловского собора в СПб.). На террасе были установлены две часовни. Предполагалось возвести памятники Александру I, Кутузову и Барклаю-де-Толли, а также памятные обелиски, что не осуществилось. Основное ядро храма было окружено галереями, где расположился музей 1812 года. На его стенах были установлены плиты с датами сражений, именами погибших, раненых и награжденных, с текстами важнейших политич. документов. Там же были перечни нар. ополчений и пожертвований, в музее были трофейные знамена и ключи покоренных городов. Стены собора украшались барельефами работы А. В. Логановского, Н. С. Пименова, Н. А. Рамаза-нова и др., изображавшими знаменитых героев и события рус. военной истории. "Стены притвора храма должны служить для народа памятными скрижалями... притворы - открытой историею в письменах и лицах", - писал Тон. Галереи посредством сквозных арок должны были выходить на площадь, подчеркивая общий мемориальный характер постройки. Однако в 1872 по желанию духовенства эти галереи были закрыты и в них установлены дополнит. алтари, исключавшие возможность сквозного обхода музея. Это очень отяжелило архитектурный облик храма и вызвало резкий протест Тона, к-рый писал: "Уничтожается прежняя идея, бывшая в основании проекта". Проект интерьера был выполнен в 1854 А. И. Резановым и поражал богатством росписей и отделкой цветным камнем, но не соответствовал масштабам архитектурных форм. Росписи и иконы выполняли в академической манере П. В. Басин, Ф. А. Бруни, В. В. Верещагин, К. Е. Маковский, В. И. Суриков. Главный престол храма был освящен в 1883 в честь Рождества Христова, поскольку с этим праздником связано изгнание "галлов" из России в 1812.
Храм взорван в 1931. Часть живописных полотен была снята и законсервирована, часть рельефов хранилась в Научно-исслед. музее Академии художеств. Четыре колонны иконостаса были помещены в приемной ректора Моск. ун-та. На месте взорванного храма планировалось построить огромный (ок. 400 м высотой) Дворец Советов, на к-ром должен был находиться памятник Ленину (вые. 100 м), но осуществлению проекта помешала Вел. Отеч. война. После войны решение о стр-ве Дворца было отменено, а вместо него сооружен плавательный бассейн "Москва" (1960). В 1994 пр-во Москвы по согласованию с Моск. Патриархией приняло постановление о начале восстановления Х. С. Х. К 1997 храм восстановлен в основных формах.
Лит.: Храм Христа Спасителя в Москве: История проектирования и создания собора. Страницы жизни и гибели. М., 1992; Храм Христа Спасителя: Сб. М., 1997.
Храм Христа Спасителя. Москва. Арх. К. А. Тон. 1837-1882