Хью́стон Джон (Huston) (1906-1987), американский кинорежиссёр, сценарист, актёр. В центре его фильмов - образ человека, пытающегося противостоять враждебным обстоятельствам: «Мальтийский сокол» (1941), «Сокровище Сьерра Мадре» (1947), «Кей Ларго» (1948), «Мулен Руж» (1953), «Моби Дик» (1956), «Неприкаянные» (1960), «Жизнь и времена судьи Роя Бина» (1972), «Честь семьи Прицци» (1985) и др. Был приверженцем традиционных форм киноповествования. Снимал в своих фильмах крупнейших американских актёров.
* * *
ХЬЮСТОН Джон - ХЬЮ́СТОН (Huston) Джон (1906-87), американский кинорежиссер. Фильмы: «Мальтийский сокол» (1941), «Асфальтовые джунгли» (1950), «Мулен Руж» (1953), «Жизнь и времена судьи Роя Бина» (1972), «Человек, который хотел быть королем» (1975) и др.
ХЬЮСТОН Джон (Huston, John) (1906-1987), американский режиссер, актер, сценарист и продюсер. Родился 5 августа 1906 в Неваде (шт. Монтана) в семье актера. В молодости занимался живописью, журналистикой, разведением лошадей, затем обосновался в Голливуде, играл эпизодические роли и работал ассистентом режиссера по диалогам. В 1930-е годы изучал живопись в Париже, играл в театре, был редактором журнала в Нью-Йорке и лишь к началу 1940-х годов определился как сценарист, завоевав известность фильмами Иезавель (Jezebel, 1938), Высокая Сьерра (High Sierra, 1941) и Сержант Йорк (Sergeant York, 1941). В 1941 дебютировал как режиссер, экранизировав мистический детектив Д.Хэммета Мальтийский сокол (The Maltese Falcon). Спустя год начал работать в кинематографической службе армии США. Его документальные фильмы Битва под Сан-Пьетро (The Battle of San Pietro, 1945) и Да будет свет! (Let There Be Light, 1946) отнесены к числу лучших лент, снятых во время Второй мировой войны. Возобновив карьеру режиссера игрового кино, Хьюстон достиг высших ступеней известности и успеха. Фильм Сокровище Сьерра-Мадре (The Treasure of the Sierra Madre, 1948) был удостоен премий "Оскар" за лучший сценарий и за режиссуру. За ним последовали Ки-Ларго (Key Largo, 1948), грустная мелодрама с Х.Богартом и Л.Бокол в главных ролях, и политический боевик Мы были чужими (We were Strangers, 1949). Среди фильмов 1950-х годов выделяются гангстерская история Асфальтовые джунгли (The Asphalt Jungle, 1950), экранизация романа С.Крейна Алый знак доблести (The Red Badge of Courage), оригинальная приключенческая драма Африканская королева (The African Queen, 1951), фильм об А.Тулуз-Лотреке Мулен-Руж (Moulin Rouge) и картина о странном романе моряка и монахини Бог его знает, мистер Эллисон (Heaven Knows, Mr. Allison, 1957). В дальнейшей творческой биографии Хьюстона выделяются картины Неприкаянные (The Misfits, 1961), Ночь игуаны (The Night of the Iguana, 1965; по Т.Уильямсу), Сытый город (Fat City, 1972), Человек, который хотел быть царем (The Man Who Would Be King, 1975; по Р.Киплингу), Честь семьи Прицци (Prizzi's Honor, 1985) и Мертвец (The Dead, 1987; по Дж.Джойсу). В 1960-х годах Хьюстон возобновил свою актерскую карьеру, заслужив высокую оценку критики за яркую игру в фильмах Кардинал (The Cardinal, 1963), Чайнатаун (Chinatown, 1974), Ветер и лев (The Wind and the Lion, 1975). В 1985 он был удостоен премии Американского киноинститута "За выдающиеся достижения в киноискусстве". Умер Хьюстон в Миддлтауне (шт. Род-Айленд) 28 августа 1987.