ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ
(кит.): «достойный», «настоящий», «совершенный», «благородный муж», своим поведением поддерживающий порядок и равновесие в мире. Он должен обладать пятью качествами, пятью постоянствами, которые делают его «совершенным мужем»: жэиь, и, ли, сяо, чжи. Цзюнь-цзы - норматив конфуцианской личности, противопоставляется «ничтожному человеку», «маленькому человеку» (сяожэнь) - воплощению эгоистического прагмптизма, не способному выйти за рамки своей практической специализации и преодолеть духовно-нравственную ограниченность. У Конфуция данное понятие соотносится с личностью правителя или представителя социальных верхов; впоследствии оно приобретает более общий характер («совершенный муж»). Важнейшее качество цзюнь-цзы - «неорудийность», что означает, с одной стороны, духовно-нравственную и поведенческую автономию, а с другой - приверженность Дао.