Ци Байши́ (1860-1957), китайский живописец, мастер гохуа. Образы китайской природы, представленные в обыденных проявлениях, замечательны поэтичностью, богатством тональных градаций («Креветки среди водорослей», 1948; «Цикада на красном листе», 1955). Выступал также как каллиграф и поэт.
* * *
ЦИ БАЙШИ - ЦИ БАЙШИ́ (Qi Baishi) (1860-1957), китайский живописец, создавший образцовые произведения в жанре гохуа (см. ГОХУА).
Родился в деревне Синцзыу (провинция Хунань (см. ХУНАНЬ)) 22 ноября 1863 в крестьянской семье. Начал рисовать с детства, в процессе обучения каллиграфии. В 1880-1889 гг. занимался резьбой по дереву, изготовляя табакерки на продажу, создавал также ксилографические картинки на традиционные сюжеты о богах и героях. Затем, при поддержке местных меценатов, смог целиком посвятить себя живописи тушью. С 1902 много путешествовал по стране, с 1919 жил в Пекине (см. ПЕКИН).
Активно занимался пейзажем; не раз обращался к карикатуре; писал исторические и современные портреты. Однако Ци прославился как виртуоз жанров «цветы-птицы» и «травы-насекомые». Работал в русле традиции старых мастеров (образцами для него были, в первую очередь, композиции таких корифеев национального искусства 16-17 вв., как Сюй Вэй и Чжу Да). Следуя обычаю, дополнял изобразительные мотивы размашистыми поэтическими надписями и символическими фразами в оттисках печатей. Образы китайской природы у Ци Байши характеризуются поэтичностью, богатством тональных градаций. Среди наиболее известных произведений (картин-свитков) Ци Байши - «Двенадцать крабов» (1930), «Орел на сосне» (1946), «Креветки среди водорослей» (1946), «Лотос и лягушка» (1953; все работы - в Музее искусства народов Востока, Москва); «Цыплята у бананового дерева» (1953), «Лист дерева бодхи и цикада на красном листе» (1955; обе картины - в Музее Гугун, Пекин).
С 1920 преподавал в пекинском Художественном институте (впоследствии - Центральная академия художеств; в 1947 был избран ее главой). Лауреат Международной премии мира (1956). Умер Ци Байши в Пекине 16 сентября 1957. Помимо каллиграфических мыслей об искусстве на своих свитках оставил и автобиографию, известную по литературной обработке его ученика Чжан Цыси (1962). В Пекине существует дом-музей художника.