Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

челлини бенвенуто

Энциклопедический словарь

Челли́ни Бенвенуто (Cellini) (1500-1571), итальянский скульптор, ювелир, писатель. Представитель маньеризма. Виртуозные по мастерству ювелирные изделия («Солонка Франциска I», 1539-43), статуи («Персей», 1545-54), рельефы. Мемуары.

* * *

ЧЕЛЛИНИ Бенвенуто - ЧЕЛЛИ́НИ (Cellini) Бенвенуто (3 ноября 1500, Флоренция - 13 февраля 1571, Флоренция), итальянский художник, крупнейший скульптор и ювелир периода маньеризма (см. МАНЬЕРИЗМ); был также и замечательным писателем.

Бурная судьба

Родился в семье плотника. Отцу хотелось, чтобы сын стал музыкантом, но тот поступил в 1513 в мастерскую ювелира М. де Брандини, где овладел методикой художественной обработки металла. За участие в свирепых уличных «разборках», в том числе и с конкурентами по профессии, дважды (в 1516 и 1523) изгонялся из родного города. Поменяв несколько мест жительства (Сиена и др.), установил (в 1524 в Риме) связи с высшими церковными кругами. Войдя в число защитников «вечного города», пытавшихся отразить его захват (см. ИТАЛЬЯНСКИЕ ВОЙНЫ) имперскими войсками (1527), был вынужден временно покинуть Рим. Вернувшись туда, занимал (в 1529-34) должность начальника папского монетного двора. Почти все его ранние произведения (за исключением нескольких медалей) не сохранились, поскольку были позднее переплавлены.

Жизнь его по-прежнему протекала крайне бурно. В 1531-34 он убил коллегу-ювелира (мстя ему за смерть брата), затем напал на нотариуса, а позднее, уже в Неаполе, убил еще одного ювелира за то, что тот осмелился дурно отозваться о Челлини при папском дворе. В 1537 был принят французским королем Франциском I (см. ФРАНЦИСК I Валуа) и исполнил его портретную медаль. В Риме же его арестовали, обвинив в краже папских драгоценностей, но он бежал, был вновь заключен под стражу и, наконец, освобожден (1538-39).

Затем жил при французском королевском дворе в Фонтенбло (см. ФОНТЕНБЛО) (1540-45). Завершил здесь работу над единственным своим сохранившимся ювелирным произведением, подлинность которого не подлежит сомнению; это один из величайших шедевров в истории данного вида искусства. Речь идет о большой солонке Франциска I (1540-43). Это изделие, изображающее по краям выемки для соли Нептуна и Юнону (которые олицетворяют стихии Воды и Земли), а также сами эти стихии (в виде волнующегося синего моря и холмистой земли - с рыбами и животными) впечатляюще передает, несмотря на свои скромные размеры, игру природных сил.

Скульптор и литератор

Освоив во Франции технику масштабного бронзового литья, Челлини с этой поры все чаще выполнял и крупные скульптурные заказы («Нимфа Фонтенбло», 1543-44; и др.). В этих работах впечатляюще четко проступило характерное свойство пластики маньеризма в целом: ювелирное искусство, все более роскошное, изысканное и новаторское, стало заметно опережать монументальную скульптуру, диктуя ей такие свойства как особая тщательность отделки, «орнаментальная» красота силуэта и прихотливое разнообразие ракурсов, рассчитанных на неторопливое, «знаточеское» разглядывание.

Все эти свойства ярко проявились в наиболее значительной из работ, исполненных Челлини на службе у герцога Козимо I Медичи (см. МЕДИЧИ Козимо Старший) во Флоренции (1545-53), статуе Персея, победно поднявшего голову Медузы-Горгоны (1545-54). Здесь он исполнил и ряд других скульптур, в т. ч. пару замечательных портретных бюстов («Козимо I Медичи»; «Банкир Б.Альтовити»; оба - 1545-48). Занимался также и реставрацией античной пластики.

В 1556 Челлини опять заключили в тюрьму за драку (жертвой его агрессивного характера опять стал ювелир), а в 1557 вынесли обвинение в гомосексуализме и поместили на четыре года под домашний арест. Последним его значительным монументальным произведением явилось «Распятие» (1555-62), исполнив его по обету, данному еще в римской тюрьме в 1530-е, для собственного надгробия, Челлини стремился доказать в этой вещи свое умение работать и в мраморе.

Сидя под домашним арестом, начал писать автобиографию (1558-67). Написанная на живом разговорном наречии, она представляет собой настоящий авантюрный роман и принадлежит к лучшим образцам литературы Возрождения (долго циркулировавшая в рукописных копиях, «Жизнь Челлини» была опубликована лишь в 1728). Его перу принадлежат также «Трактат о ювелирном деле» и «Трактат о скульптуре», начатые в 1565 и в 1568 изданные.

Энциклопедия Кольера

ЧЕЛЛИНИ Бенвенуто (Cellini, Benvenuto)

(1500-1571), итальянский ювелир, скульптор и писатель; родился во Флоренции 3 ноября 1500. Полная приключений жизнь и разносторонняя деятельность Бенвенуто Челлини в полной мере отражают дух итальянского Возрождения. Его дед Андреа Челлини был архитектором, отец Джованни - музыкантом. Вопреки воле отца, желавшего, чтобы Бенвенуто тоже стал музыкантом, он в 15-летнем возрасте поступил в подмастерья к флорентийскому ювелиру Антонио ди Сандро. Из-за своего неугомонного характера, часто приводившего к столкновениям с властями, Бенвенуто Челлини, еще не достигнув семнадцатилетнего возраста, успел побывать в Сиене, Болонье и Пизе. В 1519 он впервые посетил Рим, а с 1523 находился на службе у папы Климента VII, затем у Павла III. В 1527 Челлини стал свидетелем разорения Рима войсками императора Священной Римской империи Карла V. В 1538 по приказу папы Павла III он был заточен в замке Сант'Анджело по обвинению в краже, но сумел бежать во Францию. В 1540-1545 Бенвенуто Челлини работал в Париже и Фонтенбло по заказам Франциска I, который пожаловал ему французское подданство. Летом 1545 художник вернулся на родину; во Флоренции он нашел покровителя в лице герцога Козимо Медичи и прожил там почти всю оставшуюся жизнь. В 1554 он получил дворянский титул. В 1558 постригся в монахи, но затем получил освобождение от данных обетов и женился на Пьере ди Сальвадоре Париджи. Бенвенуто Челлини умер 13 февраля 1571 и был с почестями похоронен в церкви Благовещения во Флоренции. Книга Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентинца, написанная им самим во Флоренции является одним из самых замечательных произведений литературы 16 в. Бенвенуто Челлини начал писать автобиографию в 1558, однако большая часть рукописи написана рукой 14-летнего мальчика, секретаря Челлини, и еще несколько страниц выполнено другой рукой. Хроника доходит до 1562. В 18 в., после разнообразных приключений, рукопись пропала. В 1805 она была найдена в одной из книжных лавок во Флоренции и передана в библиотеку Лауренциана, где находится и по сей день. Первое печатное издание появилось в Неаполе в 1728.

БЕНВЕНУТО ЧЕЛЛИНИ. ПЕРСЕЙ

БЕНВЕНУТО ЧЕЛЛИНИ. ПЕРСЕЙ

Жизнь Бенвенуто Челлини написана в той литературной манере, которую можно назвать популярной, и этим отличается от таких произведений, как Исповедь блаженного Августина или Исповедь Руссо. На страницах своей книги Бенвенуто Челлини не высказал никаких новых идей; он описал свои приключения, мысли и чувства с откровенностью, не характерной для жанра автобиографии предшествующего времени, и сделал это богатым разговорным языком, который очень убедительно передает ход мысли и переживания человека. Современники высоко ценили Челлини как ремесленника, относительно же его художественного дарования мнения разделились; однако, несмотря на это, он должен был представлять скульпторов на торжественной церемонии погребения Микеланджело. Варки и Вазари с похвалой отзывались о его таланте ювелира. Вазари, например, писал, что Челлини - непревзойденный мастер медальерного искусства, превосходящий даже древних, и величайший ювелир своего времени, а также замечательный скульптор. Из созданных им произведений ювелирного искусства сохранилось немногое: солонка Франциска I (1540-1543, Вена, Художественно-исторический музей), медали и монеты, сделанные для папы Климента VII и Алессандро Медичи, а также эскизы декоративной застежки для облачений Климента VII. Место Челлини в истории искусств определяется прежде всего его работами в области скульптуры. Его творчество оказало влияние на развитие маньеризма. Наиболее значительное из его произведений, созданных во время пребывания во Франции, - бронзовый рельеф Нимфа Фонтенбло (до 1545, Лувр). Из сохранившихся произведений, выполненных им по возвращении во Флоренцию: Персей (1545-1553, Флоренция, Лоджия деи Ланци), статуэтка Борзая (1545-1546, Флоренция, Барджелло); бюст Козимо Медичи (1545-1548, там же); Ганимед (1548-1550); Аполлон и Гиацинт; Нарцисс (все во Флоренции); бюст Биндо Альтовити; Распятие (ок. 1562, Эскориал).

ЛИТЕРАТУРА

Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини флорентийца, написанная им самим во Флоренции. М., 1958 Виппер Б.Р. Бенвенуто Челлини. - В кн.: Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М., 1970

Полезные сервисы