Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

червь сомнения гложет
червь сомнения грызёт
червь сомнения зашевелился
червь сомнения точит
червь сомнения шевелится
червь сомнения шевельнулся

Фразеология

кого, что, в ком, в чём

Подозрение, недоверие, опасение мучает, не даёт кому-л. покоя.

Имеется в виду, что лицо (Y) охватывает беспокойство, тревога за кого-л., за что-л. Говорится с неодобрением. книжн. ✦ Червь сомнения гложет Y-а.

Именная часть неизм.

В роли грамматич. основы предлож.

Порядок слов-компонентов. нефиксир.

Ты уже написал статью о Петрове. Ты согласен, что он ворует детали, а сваливает на рабочих. Но какой-то червячок сомнения гложет тебя. Ф. Вигдорова, Любимая улица.От них легче дозвониться, чем от нас. От них прямая линия. Успокоившись окончательно <...>, глядим на далёкий пожар. Но червячок сомнения (хорошо ли мы делаем, что бездействуем?), видимо, гложет совесть каждого. В. Солоухин, Закон набата.

Однако упрямый червячок сомнения грыз, подтачивал непрочное благополучие. С. Леонов, Познай себя.

По мнению А. Бойцова, ребята сделали ошибку, сами её признали и исправили. Но простите, точит меня червь сомнения. И не только потому, что в беседе с прокурором Владиславом Сердюком шла речь о проверке версии коррумпированной сделки по продаже земли. А ещё и потому, что в истории этой задействованы весьма информированные по поводу Валдайского национального парка люди. Российская газета, 2001.

Червь сомнения точил всё сильнее, сопротивляться Зинка ничему не умела, и, наконец, не выдержав, сбегала в цех, где работал Труфанов, - посмотреть и успокоиться. А. Бологов, Свои дети.

Возвращение Горького из эмиграции - в 1928 году в гости, а в 1931-м насовсем - из разряда событий легендарных <...>. Официально, на людях, Горький громко восхищался преобразованной страной <...>. Но червь сомнения точил его с первых же шагов по родной земле. "Алфавит" - газета для любопытных, 2000.

Подобный вывод не с потолка только был взят. И всё же червячок сомнения точил меня после напечатания образа. Ю. Суровцев, Мир души человеческой.

Конечно, в глубине моего сознания шевелился совсем маленький, но очень неприятный червячок сомнения. В. Катаев, Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона.

[Макеев:] Когда ты передал свою рукопись Окуневу, хотя ты считал себя правым, в тебе всё-таки, хоть ты и не признавался себе в этом, шевельнулся какой-то червячок сомнения. И ты рассказал об этом Ольге Александровне. К. Симонов, Чужая тень.

Здесь, в этой огромной и загадочной стране, в душе Кюна впервые робко зашевелился червь сомнения. А. Полторак, Е. Зайцев, Опознание.

культурологический комментарий:

Образ фразеол. в целом соотносится с христианским взглядом на природу человека - на её "повреждённость" первородным грехом: "Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю" (Рим. 7: 15); "Если же делаю то, чего не хочу: уже не я делаю, но живущий во мне грех" (Рим. 7: 20). Разъясняя эти слова, толкователь пишет: "Человек становится рабом греха и не может не грешить, потому что порча поражает его сердцевину". (Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1. М., 1993. С. 432.)

Компоненты фразеол. червь, червячок соотносятся с зооморфным кодом культуры и символизируют нечто пагубное. В религиозном мировосприятии червь является символом греха: образ червя ассоциируется с образом змея - твари, вид которой принял дьявол, прельщая Еву вкусить запретный плод и нарушить долг повиновения Богу.

Компонент фразеол. сомнение соотносится с духовно-нравственным кодом культуры. Сомнение здесь - "недоверие, неверие". (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М., 1999. С. 269.) ср. с текстом Евангелия: "И ученики, увидев Его, идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Пётр сказал ему в ответ: Господи! Если это Ты, повели мне прийти к тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Пётр пошёл по воде, чтобы подойти к Иисусу, Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! Спаси меня. Иисус тотчас простёр руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! Зачем ты усомнился?" (Мф. 14: 26-31).

В основе образа фразеол. лежит метафора, уподобляющая человека, его сердце, поражаемое грехом, плоду, съедаемому, подтачиваемому червём. ср. с выражениями с червоточиной, с червоточинкой (о нравственно испорченном, ненадёжном человеке). ср. также в фольклоре: Не то червь, что человек ненароком съест, а то червь, что человека съест; Что червь в орехе, то печаль в сердце. (Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи. М., 2001. С. 786.) ср. также с образами "червя неумирающего" и "огня неугасающего" (Ис. 66: 24), служащими символами вечной смерти и вечного мучения. ср. также комментарий к строкам из стихотворения А.С. Пушкина (1799-1837) "Воспоминание" ("В то время для меня влачатся в тишине / Часы томительного бденья: / В бездействии ночном живей горят во мне / Змеи сердечной угрызенья <...>"): "<...> грех, не имеющий явных внешних проявлений, сокрытой змеёю грызёт душу изнутри". (Дунаев М.М. Православие и русская литература. Ч. 2. М., 2001. С. 234.)

Образ фразеол. в целом символизирует нравственные мучения человека, связанные с его недоверием к кому-л., к чему-л.

автор:

С. В. Кабакова

Полезные сервисы